История Украины 5 класс Дата проведения:
Тема: Украинское государство на исторических картах в разные времена своего существования
Цель: научиться описывать и показывать на карте границы и столицы: Киевского государства, Галицко-Волынского государства, Казацкой республики/Войска Запорожского, современной Украины; изучить новое понятие «государственная граница»; как читать историческую карту с ее легендой; воспитывать у учащихся чувство патриотизма, заинтересованность к истории своей Родины.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: политическая карта Украины (2 шт.); карта Киевская Русь во времена правления Ярослава Мудрого (№4); карта Галицко-Волынское государство (№11); карта Запорожская Сечь № 4; понятие «государственные границы»
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение темы и цели урока
II. Актуализация опорных знаний
1)Хронологическое упражнение (устно)
Определите века: 569 г .; 1054 г .; 988 г .; 722 г .; 44 г. до н.
2) Игра «Да или нет» (Графический диктант «+» или «-» с взаимопроверкой в парах)
История Украины 5 класс Дата проведения:
Тема: Украинское государство на исторических картах в разные времена своего существования
Цель: научиться описывать и показывать на карте границы и столицы: Киевского государства, Галицко-Волынского государства, Казацкой республики/Войска Запорожского, современной Украины; изучить новое понятие «государственная граница»; как читать историческую карту с ее легендой; воспитывать у учащихся чувство патриотизма, заинтересованность к истории своей Родины.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: политическая карта Украины (2 шт.); карта Киевская Русь во времена правления Ярослава Мудрого (№4); карта Галицко-Волынское государство (№11); карта Запорожская Сечь № 4; понятие «государственные границы»
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение темы и цели урока
II. Актуализация опорных знаний
1)Хронологическое упражнение (устно)
Определите века: 569 г .; 1054 г .; 988 г .; 722 г .; 44 г. до н.
2) Игра «Да или нет» (Графический диктант «+» или «-» с взаимопроверкой в парах)
1) Пространство - протяженность, на которой расположены объекты. +
2) Миниатюрное изображение поверхности Земли или ее части называется глобусом. -
3) Атлас - сборник карт. +
4) Все карты делятся на политические, географические, исторические, экономические и т. д. +
5) К географическим объектам относят леса, степи, реки, озера, моря. +
6) К историческим объектам относят виды почв, изменения погоды, пути миграции животных. –
7) На исторических картах исторические объекты граничат рядом с географическими объектами. +
8) Легенда карты - условные обозначения, с помощью которых можно прочитать историческую карту. +
9) Движение племен или войск обозначают ... (стрелочкой)
10) Города обозначают ... (кружочком, кругом)
11) Границы государств или областей обозначают ... (сплошной или прерывистой линией)
12) Места выдающихся сражений обозначают ... (крестиком или перекрещенными мечами)
III. Мотивация учебной деятельности
Одним из крупнейших исторических объектов на карте является территория любого государства. Государства - это большие образования, у каждого народа есть своя страна, у каждой страны менялись границы на протяжении всего периода их существования.
Каждая страна, в том числе и Украина, пережили длительный процесс формирования границ, так как это связано с переселениями народов, мирными или враждебными отношениями с соседями. В современном мире в целом установлен принцип нерушимости государственных границ. Однако с 2014 года Украина пережила наступление российских войск. В результате Россия фактически захватила Крым и часть восточных областей, хотя ее действия осудило большинство стран мира.
Границы, которые создаются сейчас, являются частью истории и свидетельствуют об определенных исторических событиях - как о вражеском нападение, так и о героической борьбе украинских защитников, отвергающие врага назад. Сегодня мы ознакомимся с государствами, которые существовали на территориях современной Украины и научимся работать с историческими картами.
IV. Изучение нового материала
1.Украинские земли на первых исторических картах
Украинцы относятся к славянским народам. Славянские племена возникли и расселились по территории Европы еще во времена Античности, однако свои государства начали создавать в Средние века.
Работа с картой на с.24 учебника
На территории, обозначенной на карте, проживали племена восточных славян, которые стали предками современных народов - украинских, русских и белорусов.
Давайте, мы с вами прочитаем текст учебника и выясним:
Какие племена первыми заселяли территорию Украины?
Какие государства были ими основаны?
2. Формирование границ Украины
Территориальные (государственные) границы современной Украины прошли очень длинный путь своего формирования.
Работа с понятием с.25
Государственные границы – фактические или условные линии в сухопутном, водном, воздушном пространстве и недрах, которые определяют границы действия государственного суверенитета.
Во времена Средневековья, с VIII в., на территории современной Украины располагалось мощное Киевское государство (Русь-Украина).
Работа с учебником с. 25(2 абзац)
Давайте выясним, почему оно получило такое название?
Работа с картой с.25
1. При каком князе границы Киевского государства наиболее расширились?
2. Какой город стал столицей страны? Как вы это определили?
3. Какие государства и племена граничили с государством восточных славян?
4. Что означают стрелочки?
5. Какие князья совершали походы? На какие племена и страны осуществлялись походы?
С 1199 по 1340 (XIII-XV) на месте Киевского государства было основано Галицко-Волынское государство. Его столицей стал город Холм, который сейчас находится на территории Польши. Расцвет государства пришелся на правление короля Даниила Романовича Галицкого.
Работа с учебником с.25 (3 абзац)
Какие еще государства имели статус столицы Г-В государства?
Работа с настенной картой №4, 11
1. Из каких частей состояло Галицко-Волынское государство?
2. Какие княжества граничили с Галицко-Волынским государством?
3. Какие русские земли страдали от монгольского нашествия?
С появлением в конце ХV в. казачества, начался новый этап в формировании украинского государства. Запорожская Сечь стала своеобразной столицей запорожского казачества. Она стала центром формирования Войска Запорожского.
Работа с картой с.26
С какими государствами граничила Сечь?
Работа с настенной картой №4 (8 кл.)
Назовите мне дату основания Запорожской Сечи?
Работа с учебником с.26 (1 абзац)
Давайте выясним, как долго просуществовало государство Запорожская Сечь?
1. Как называется современное украинское государство?
2. Когда возникло государство Украина?
3. Какой город является ее столицей?
Робота с иллюстрациями с. 25-27
В процессе формирования Украинского государства усовершенствовалась и символика Украины.
Какое название получил герб Украины?
V. Обобщение и систематизация знаний
1.Какие украинские государства существовали в разные времена?
2. Задание два с.27
3. Какие государства являются соседями современной Украины?
VI. Домашнее задание
Изучить параграф 4 с.24-27
Заполнить таблицу
Дата |
Государство |
Столица |
Х-ХІ (ХІІ) в. |
Киевская Русь |
Киев |
ХІІІ-ХV в. |
Галицко-Волинское государство |
Холм |
1649 р. – 1764 гг. |
Казацкое государство |
Чигирин |
1991 р. -… |
Украина |
Киев |
Государственные границы – фактические или условные линии в сухопутном, водном, воздушном пространстве и недрах, которые определяют границы действия государственного суверенитета.
Д/З Заполнить таблицу
Дата |
Государство |
Столица |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|