Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений и навыков.
Оборудование и реактивы: презентация, ноутбуки, видеофрагменты, проектор, экран, растворы кислот, щелочей, солей, пробирки.
Методы и приемы : проблемный, частично- поисковый, наглядный, проектный (на подготовительном этапе).
Форма организации работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Межпредметные связи: биология, экология, английский язык, валеология.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний. Поиск зашифрованного слова.
3. Мотивация. Постановка проблемного вопроса
4. Изучение нового материала, формирование навыков.
использование видеофрагмента, решение упражнений на первичное закрепление материала, формулировка основного правила для каждого свойства. Физкультминутка. Экологическая минутка.
5. Практическое закрепление. Проведение и анализ опыта.
6. Подведение итогов урока
решение проблемного вопроса, составление итоговой схемы, компьютерная тестовая проверка знаний, оценивание.
7. Дифференцированное домашнее задание.
8. Рефлексия.
УРОК ХИМИИ
8 класс
Тема: Химические свойства солей
Цель урока: расширить знания о солях при знакомстве с химическими свойствами этих соединений.
Задачи урока:
Оборудование и реактивы: презентация, ноутбуки, видеофрагменты, проектор, экран, растворы кислот, щелочей, солей, пробирки,
Методы и приемы : проблемный, частично- поисковый, наглядный, проектный (на подготовительном этапе).
Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений и навыков.
Форма организации работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Межпредметные связи: биология, экология, английский язык, валеология. Структура урока:
использование видеофрагмента, решение упражнений на первичное закрепление материала, формулировка основного правила для каждого свойства. Физкультминутка. Экологическая минутка.
решение проблемного вопроса, составление итоговой схемы, компьютерная тестовая проверка знаний, оценивание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Здравствуйте!
Открыли глаза, чтобы все увидеть!
Навострили ушки, чтобы все услышать!
Потерли ладошки, чтобы все сделать!
Включили мозги, чтобы все понять!
Слайд 2. Я хочу чтобы девизом нашего сегодняшнего урока стали слова Л.Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»
Так что вперед за прочными знаниями.
Слайд 3.
II. Проверка знаний.
На прошлых урока, мы знакомились с разнообразием и номенклатурой солей. Чтобы проверить, как вы усвоили материал, я предлагаю выполнить следующее задание используя данные таблицы установите соответствие между названием и формулой вещества. Используя буквы на пересечении, составьте кодовое слово.
Слайд 4. Какое слово у вас получилось (INSECTS) Как переводится это слово? (Насекомые). Вы наверное слышали слово инсектициды. Инсектицидами(от лат. Insectum - насекомое; caedo - уничтожать, убивать) принято называть вещества, предназначенные для уничтожения насекомых.
III. Мотивация.
Слайд 5. Соли очень разнообразны и занимают значительное место в жизни человека. Поэтому важно знать их основные свойства и оценить их реакционную способность. И так запишем тему нашего сегодняшнего урока: «Химические свойства солей»
Слайд 6. Изучая тему сегодняшнего урока мы постараемся найти ответ на вопрос «Почему соли часто называют классом веществ, связывающим между собой другие классы неорганических соединений.»
Слайд 7. Давайте вспомним какие классы неорганических соединений мы уже изучили (Оксиды, Основания, Кислоты) В конце урока мы вернемся к этому слайду и я верю найдем ответ на вопрос.
IV. Изучение нового материала
(поиск ответа на проблемный вопрос)
Слайд 8. Немного истории. Николай Николаевич Бекетов в 1865г изучил способность металлов вытеснять из растворов солей другие металлы. На основе своих исследований он составил вытеснительный ряд металлов
Слайд 9. ПРАВИЛА ВЫТЕСНИТЕЛЬНОГО РЯДА :
(Видеофрагмент)
Слайд 10. Взаимодействие солей с металлами
Напишите уравнения продемонстрированных реакций.
Cu + AgNO3 =
Fe + CuSO4 =
Zn + Рb(NO3)2 =
(Ребята записывают уравнение в тетради,)
Слайд 11. Проверьте запись уравнений продемонстрированных реакций.
Cu + 2AgNO3 = 2Ag + Cu (NO3)2
Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4
Zn + Рb(NO3)2 = Рb + Zn(NO3)2
Слайд 12. Взаимодействие с кислотами
(проект «Своя виртуальная лаборатория» Ефимец Егор )
СаCO3 (ТВ.) + 2 HCl = СaCl2 + H2O + CO2↑
(Ребята записывают уравнение в тетради)
Соли взаимодействуют с кислотами, если образуются газ или осадок
Слайд 13. Проверим, как вы поняли характеристику данного свойства. Заполните пустые клетки в химическом кроссворде.
Слайд 14. Замечательно. Но мне кажется чего-то не хватает до полной картины.
Слайд 15. Вот теперь все на своих местах.
Как вы думаете, как будет взаимодействовать соль с щелочью?
Слайд 16. Взаимодействие со щелочами
(проект «Своя виртуальная лаборатория» Стороженко Роман )
CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4
(Ребята записывают уравнение в тетради)
Соли взаимодействуют с растворами щелочей, если образуется осадок нерастворимого основания.
Слайд 17. Решаем устно задачу.
Какое количество вещества осадка образуется в результате взаимодействия 12 граммов натрий гидроксида с достаточным количеством феррум (ІІІ) хлорида?
3NaOH + FeCl3 = 3NaCl + Fe(OH)3
M(NaOH)=23+16+1= 40г/моль
υ(NaOH)=12/40 = 0,3 моль
υ(Fe(OH)3) = 0,3/3 =0,1 моль Ответ: 0,1 моль
Хорошо! А теперь давайте посмотрим, как будут реагировать соли друг с другом
Слайд 18. Взаимодействие соли с солью
(проект «Своя виртуальная лаборатория» Сенченко Марина )
BaCl2 + Na2SO4 = 2NaCl + BaSO4↓
(Ребята записывают уравнение в тетради)
Соли взаимодействуют друг с другом в растворах, при этом должен образовываться осадок или газ
Для того что бы закрепить знания выполним групповое задание «Ромашка для химика» Учащиеся объединяются в три рабочие группы и находят пары солей которые будут вступать в реакцию между собой.
Слайд 19. Валеологическая пауза
Слайд 20. Термическое разложение солей
2KNO3 = 2KNO2 + O2 ↑
Найдите и исправьте ошибки в расстановке коэффициентов
3KMnO4 = K2MnO4 + 2MnO2 + O2 ↑
CaCO3 = CaO + 2CO2 ↑
2AgNO3 = Ag + 2NO2↑ + O2↑
Слайд 21. Правильные уравнения
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 ↑
CaCO3 = CaO + CO2 ↑
2AgNO3 = 2Ag + 2NO2↑ + O2↑
Как вы думаете, все ли соли при нагревании разлагаются?
Слайд 22.Экологическая минутка
Не идётся и не едется, потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется? В. Берестов
Какие же методы защиты используют дорожные службы Украины и Европы в борьбе с гололедицей?
Песчано-солевая смесь
Кроме того, 10%-ный раствор магний хлорида безопасен для окружающей среды!!!
V. Практическое закрепление
Слайд 23. Повторим правила безопасности при проведении лабораторного опыта
Инструктивная карточка
1. Перед вами две пробирки, ознакомьтесь с их содержимым.
2. Осторожно перелейте содержимое одной пробирки в другую.
3. Пронаблюдайте и опишите признаки химической реакции.
4. Запишите уравнение реакции.
5. Укажите, какое свойство солей характеризует данная реакция?
VI. Подведение итогов урока
Слайд 24. Давайте еще раз повторим какими же химическими свойствами будут обладать соли.
С + кислоты = С + кислота
О + щелочи = О + основание
Л + соли = Л + соль
Ь + Ме = Ь + Ме
↓tº
ПРОДУКТЫ РАЗЛОЖЕНИЯ My Test
Слайд 25. И давайте вернемся к вопросы который я задала вам в начале урока «Почему соли часто называют классом веществ, связывающим между собой другие классы неорганических соединений?»
Работа по составлению схемы.
VII. Дифференцированное домашнее задание.
Слайд 26.
VIII. Рефлексия.
Слайд 27. Заполнение таблички
Вопрос |
Результат |
ЧТО ЗАПОМНИЛИ? |
|
ЧТО ПОНЯЛИ? |
|
ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ? |
|
Завершающее слово учителя:
На следующем уроке мы с вами познакомимся уже с генетической связью между оксидами, основаниями ,кислотами и солями, и в продолжении темы хочу сказать, что знания химических свойств простых веществ и их соединений позволяют управлять превращением одних веществ в другие и тем самым получать необходимые для народного хозяйства химические продукты.