Урок литературы "Лермонтов" «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Про матеріал
развивать творческие способности, инициативу учащихся, умение применять знания, полученные на предыдущих уроках; повышать уровень литературного развития; активизировать восприятие учащимися идейно-художественного богатства произведения, помочь школьникам уяснить широкий круг вопросов, связанных с Лермонтовым и его временем, и истоки рождения его поэзии; формировать у учащихся целостную систему знаний; обогащать духовный мир школьников, воспитывать нравственность.
Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Ю.Лермонтов

«Песня про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца

Калашникова»

 

 

Итоговый урок  по данной  теме

 

 

 

 

 

Цели: развивать творческие способности, инициативу учащихся, умение

               применять знания, полученные на предыдущих уроках; повышать

             уровень литературного развития; активизировать восприятие

             учащимися  идейно-художественного богатства произведения,

               помочь школьникам уяснить широкий круг вопросов, связанных с                                                                                                                                                 

          Лермонтовым и его временем, и истоки рождения его поэзии;

             формировать у учащихся целостную систему знаний; обогащать

             духовный мир школьников, воспитывать нравственность.

Интегрированный урок: литература, история, ИЗО, музыка,  

                                                            актёрское искусство.

Формы урока: индивидуальная, коллективная, групповая с элементами инсценирования.

Оборудование: портрет поэта, репродукции картин В.М. Васнецова,

                                  И.Я. Билибина, иллюстрации, акварельные рисунки

                                       учащихся, музыкальная запись Мусоргского «Рассвет

                                       на Москве-реке», костюмы участников представления                

                                  в стиле эпохи Ивана Грозного.

Ход урока

І.Сообщение учителем темы и целей урока.

Предложение учащимся ответить в итоге урока на вопросы:

1.Как, по-вашему, «Песня про…купца Калашникова» способствует

духовному развитию личности?

2.Чем дорога поэма нам, далёким потомкам поэта?

ІІ.Работа по теме урока.

1.Представление творческих групп: литераторы, историки, литературоведы, артисты, художники.

2.Коллективная работа. Составление визитной карточки поэмы «Песня про ...купца Калашникова»

 

Тема

Столкновение между опричником Кирибеевичем и купцом Калашниковым

Идея

Протест против произвола и несправедливости, насаждаемых самодержавием

Герои

Царь Иван Грозный, опричник Кирибеевич,купец Калашников, его жена Алёна Дмитриевна, братья купца Калашникова, гусляры

Фабула

Жизнь героя в эпоху, когда торжествует бесчестие, неправда, своеволие, произвол; трагическая смерть героя как вызов,протест против деспотизма; защита чести и человеческого достоинства

 

 

 

3.Групповая работа. Выступления учащихся с творческими сообщениями. (Из предварительно обозначенных групп выступает по одному учащемуся.)

Группа №1. Исследовательская (литературоведы)

Проблема: как проявился интерес к народной поэзии в русской литературе в

         30-е годы XIX века?

Содержание выступления

Интерес к народной поэзии в русской литературе был в то время очень большой. Народные песни и сказки с жадностью слушал Пушкин. Как раз в ту пору- в 1830-х годах- Пушкин писал, сохраняя дух народных сказок, свои сказки- о рыбаке и рыбке, о царе Салтане, о мёртвой царевне и семи богатырях и другие.

           В окрестностях села Михайловского, Псковской губернии, в годы ссылки Пушкин записал две песни про Степана Разина  и сам сложил о нём три песни в подражание народным. Образ Пугачёва в «Капитанской дочке» он воссоздал на основе собранных им народных преданий и песен.

Украинские предания и легенды использовал Гоголь в своих «Вечерах

на хуторе близ Диканьки».

В те же годы появилась сказка П.П.Ершова «Конёк-горбунок».

В народном духе писал свои песни А.В.Кольцов.

Молодой учёный П.В.Киреевский в 1830-х годах приступил к

систематическому собиранию и записыванию русских песен.

В 1836 году М.И.Глинка закончил свою первую оперу «Иван Сусанин».

Он изобразил в ней подвиг народного героя и широко использовал мелодии русских народных песен.

Лермонтов хорошо знал народные песни. В Тарханах, в казачьих

станицах на Тереке слышал он песни-протяжные и плясовые, колыбельные и хороводные, любовные и величальные, ямщицкие, солдатские, разбойничьи. Знал исторические песни.

Ещё в пансионе он записал свою тетрадку: «Если захочу вдаться в

поэзию народную, то, верно, нигде не буду искать её, как в русских песнях». Уже в ту пору он писал песни в подражание народным. В 1837 году Лермонтов создал свою «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В русской поэзии не было ещё произведения, похожего на «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.»

Лермонтов не подражал в ней народным песням и былинам, не

пересказывал их. Среди песен народа нет ни одной, которая хотя бы отдалённо напоминала песню о судьбе купца Калашникова. Её создал сам Лермонтов. Но создал в духе народных песен и так глубоко проник в их стиль и характер, что современные исследователи, сравнивая её с подлинными народными песнями, ставят в один ряд с самыми замечательными творениями народных певцов и сказителей. Недаром Лермонтов вложил её в уста народных певцов.

Группа №2. Творческо-исследовательская (литераторы)

План содержания выступления

1.Смысл обращения М.Ю.Лермонтова к прошлому.

2.Связь «Песни…» со временем её написания.

 

3.Значение «Песни …»для людей 30-40-х годов ХІХ в.

 

ГРУППА №3. Творческо-информационная (историки)

План содержания выступления

1.Сведения об эпохе правления царя Ивана ІV Грозного.

2. «Домострой» - свод житейских правил и наставлений.

3.Учреждение опричнины (1564-1572)

 

Группа №4.Роле-игровая (артисты)

 

1.Инсценировка фрагмента «Песни про купца… Калашникова» «Кулачный бой». На сцену выходят гусляры, кланяются в пояс публике, тихо перебирают струны…

2.Выразительное чтение диалога Калашникова с царём И.Грозным в лицах.

3.Коллективная работа. Слово учителя.

Мы «присутствовали» на кулачном бое, стали свидетелями диалога купца Калашникова с царём И. Грозным после поединка. Давайте ещё раз остановимся на изображении Лермонтовым характера главного героя купца Калашникова. В чём вы видите его моральное превосходство над опричником и царём?

                     C:\Users\Владелец\Desktop\image717.gif

Предположительный ответ

Лермонтов рассказал о трагической судьбе человека, который выступил против царского  слуги и прогневил царя. Тяжкая кара постигла Калашникова за то, что он осмелился протестовать против насилия и произвола, за то, что он вышел защитить честь своей жены и своё человеческое достоинство. Сильно прогневался царь на купца. Может быть, царь и помиловал бы Калашникова, если б тот, упав в ноги, просил государева прощения. Но в том-то и сила Калашникова, что он не боится  ни царёва опричника, ни самого царя. Калашников-стойкий, независимый человек, никому не подвластный в своих чувствах и помыслах. Он не признаёт за царём права вмешиваться в дела своей совести.

Народ всегда знает правду. Знает он и то, что правда на стороне

Калашникова. И смелый подвиг его остаётся жить в песне. Не забыта и могила его «в чистом поле промеж трёх дорог»:

Пройдёт стар человек- перекрестится,  

                                  Пройдёт молодец- приосанится,

                                  Пройдёт девица- пригорюнится,

                                  А пройдут гусляры- споют песенку.

В этих четырёх строках заключён глубокий смысл лермонтовской поэмы: народные певцы под звон гуслей передают из поколения в поколение песню об  удалом купце- человеке из народа, который не побоялся царского гнева и, убив царёва опричника, смыл с  себя позор и бесчестие.

 

Группа №5. Исследовательская (литераторы)

Проблема: связь поэмы с произведениями УНТ.

                   Язык поэмы.

Содержание выступления

«Песня» Лермонтова принадлежит к лучшим произведениям русской и мировой поэзии, где поэт показал величие русского национального характера и воссоздал дух и стиль народной поэзии.

Начинается «Песня» Лермонтова характерным для народной поэзии

отрицательным сравнением:

                                                                           Не сияет на небе солнце красное,

                                                                         Не любуются им тучки синие…

В произведениях народной поэзии очень часто два слова объединяются одним ударением. Этот приём помог Лермонтову передать характер старинной народной песни: «царю грозному», «во златом венце», «угощали нас три дни, три ночи». Благодаря этому два слова звучат, как одно: «царюгрозному», «взлатомвенце», «тридни, триночи»…

Немало приёмов синонимов  и тавтологий можно найти у Лермонтова:

                                                          Гудит-воет колокол.

                                                И гуляют-шумят ветры буйные.

                                                 Клич кликать громким голосом.

Не шутку шутить, не людей смешить.

Эпитетов из народной поэзии: головушка-буйная, брови-чёрные, земля-сырая, воля -вольная. Краткие формы прилагательных: «красно солнышко», «стар человек», «лиха беда». Формы окончаний глаголов, как «заливалася» вместо «заливалась», «просыпалася», «гнушатися». Двойные приставки: «призадумались», «поистратилась», «приосанится». Старые окончания прилагательных:

С большим топором навострённыим.

У ворот стоят у тесовыих.

Уменьшительно-ласкательные имена: головушка, сторонушка, голубушка, детинушка, сосенка. Повторы: из-за дальних лесов, из-за синих гор. «Перехваты» - повторение  в начале  следующей строки конца предыдущей:

                                        Повалился он на холодный снег,

                                        На холодных снег, будто сосенка,

                                        Будто сосенка, во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная .

Можно вспомнить ещё слова, неупотребительные в литературной речи, но характерные для живой устной речи народа: «супротив», «нониче» , «промеж», «посередь», «пужаешься», «бесталанная», «твово»!

Особенности стиля «Песни» показывают, как глубоко постиг

Лермонтов дух народной поэзии и как замечательно воспроизвёл его в своей поэме.

 

Группа №6. Творческо-информационная (художники)

Задание: художественная иллюстрация  к поэме М.Ю.Лермонтова «Песня…про купца Калашникова».

 

 

 

Содержание выступления

При жизни Лермонтова не было создано ни одной иллюстрации к его произведениям. Первым серьёзным иллюстрированным собранием сочинений было так называемое кушнерёвское издание, подготовленное к 50-летию со дня смерти М.Ю.Лермонтова  П.П.Кончаловским.

Многих иллюстраторов нашла «Песня про…купца Калашникова» Её

иллюстрировали В.Г.Шварц, В.М.Васнецов, В.И.Суриков, Б.М.Кустодиев, И.Я.Билибин, П.Букин и другие. Лучшим иллюстратором «Песни» и по сей день остаётся В.М.Васнецов. Художник создал четыре иллюстрации к «Песне»: «Пир у Грозного», «Встреча Алёны Дмитриевны с Кирибеевичем» , «Бой Кирибеевича с Калашниковым», «Прощание с братьями(казнь)».

                

       

  Глубоко проникнув в мир лермонтовских образов , Васнецов в иллюстрациях показал себя замечательным знатоком русской старины. На его рисунках мы видим златоглавую Москву с её «святыми церквями» и «тесовыми кровельками», и  место для «охотницкого бою одиничного», и «высокое место лобное». Исторически точен Васнецов и в передаче одежды царя, одеяния его дружины, бояр, опричников.  Иллюстрации Васнецова удачно воссоздают образы героев лермонтовского произведения, показывают их в действии, во взаимоотношениях. Так, в сцене богатырского боя перед нами «молодой купец, удалой боец Калашников, отстоявший свою честь в открытом бою. От облика васнецовского героя веет бесстрашием, чувством собственного достоинства, решительностью.

 

Нельзя не отметить как бесспорно удачные иллюстрации к «Песне…»

известного художника-сказочника И.Я.Билибина. К произведению Лермонтова Билибин создал восемь рисунков, из которых особого внимания заслуживают «Гусляры», «Пир у Грозного», «Алёна Дмитриевна и Кирибеевич», «Перед кулачным боем» и «Прощание с братьями». В этих иллюстрациях, отличающихся высокой художественной культурой, Билибин проявляет не только присущее ему тонкое умение передавать своеобразие русского быта в каждой детали рисунков, но он убедительно характеризует и внутренний мир персонажей.

            

 

Наша группа художников приготовила свои иллюстрации, акварельные

рисунки, посвящённые «Песне…про купца  Калашникова»

 

Защита творческих работ учащихся.

 

ІІІ. Итог урока. Ответы  учащихся  по  двум  предложенным  в  начале урока  вопросам.

 

Выставление оценок.

 

IV. Домашнее задание.

 

  1. Опишите словами рисунок, в котором вы хотели бы выразить своё понимание общего смысла поэмы.

 

2.Письменно объясните, как вы понимаете слова Белинского о том,   

что над могилой Калашникова  «живой речью говорит предание»?                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
До підручника
Зарубіжна література 7 клас (Волощук Є.В.)
Додано
22 лютого 2022
Переглядів
1412
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку