Урок на тему Приглашаем в страну ФутуроМаяковизма

Про матеріал

Эта тема углубит знания об особенностях выражения авторского «я» поэта, продолжать работу над основными положениями футуризма; развивать навыки систематизации и обобщения материала; формировать умение делать выводы; развивать творческое мышление; навыки партнерской деятельности; воспитывать думающего читателя.

Перегляд файлу

 

Черкащанський НВК

 

 

 

 

 

 

 

Урок зарубежной литературы в 11 классе

Тема: «Приглашаем в страну ФутуроМаяковизма!»

(В. Маяковский и его творчества)

 

 

 

 

Учитель: Згурьева Людмила Григорьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

Этот урок еще одна попытка рассказать, кто такой В. Маяковский. Революция была его призрачной надеждой, рожденной холостым выстрелом Авроры и завершившейся точкой реальной пули. Противоречивые чувства была его любовью, мучительной, но так и не принесшей иллюзорного счастья, поэтому и пуля была в сердце. А что же было его верой, тем, что не ограничивается датами жизни и смерти, после которых, может совсем не случайно, никогда и нигде не ставится точка? И не принесла ли она также ему разочарование и боль?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Путешествие в страну

ФутуроМаяковизма

 

Самое большое счастье –

уверенность, что тебя любят

(В. Гюго)

 

 

https://imgclf.112.ua/original/2016/08/24/254593.jpg?timestamp=1472014017

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Цель: углубить знания об особенностях выражения авторского «я» поэта, продолжать работу над основными положениями футуризма; развивать навыки систематизации и обобщения материала; формировать умение делать выводы; развивать творческое мышление; навыки партнерской деятельности; воспитывать думающего читателя.

I. Актуализация знаний.

«Здраствуйте!

Назовите «пароль» предыдущего урока. (Не предлагаю после приветствия сесть, а прошу каждого ученика назвать пароль (цепочкой) – слово или словосочетание из материала предыдущего урока, при этом не повторяться)».

(Например, Маяковский, авангардист, футуризм, Грузия, стихотворение «Ночь»; 1893 г; семья лесника, революция 1017 г; Москва, лирический герой; гимназия; ЛЕФ, гражданская война, Ленин, желтая рубашка, револьвер, выставка.)

Учитель: «Из услышанного я делаю вывод: вы все имеете право отправиться сейчас в страну «ФутуроМаяковизма».

(Открываю доску)

«Лапки елок, лапки, лапушки… Все в снегу, а теплые какие!

Будто в гости к старой, старой бабушке, я вчера приехал в Киев»

Кто это Пушкин, Фет, Есенин? Как-то не верится, что сильный, одержимый, целеустремленный, жесткий и насмешливый и раним. Брезглив до бесконечности (двери учреждений открывал носовым платком) и боялся уколов… А любимой едой было варенье и пастила.

Учитель. – А каким вам запомнился этот человек? Что вы можете мне поведать о В. Маяковском?

(Пожалуйста, по цепочке каждый скажите по одному предложению, при этом прошу не повторяться).

- Владимир Маяковский родился 7 июля 1893 г в Грузии, селении Багдади, отец был лесником.

- Мать по происхождению из херсонских крестьян.

- С 1902 г он учится в местной гимназии, а потом в Москве.

- Первое произведение «Ночь» 1912 г было напечатано в сборнике «Пренебрежение общественных  вкусов».

- Это поэтический манифест русских футуристов, которые провозгласили  создателями нового искусства будущего.

-  В стихах 1912-1916 гг. «Нате!, «Вам!», «Послушайте!», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник» звучит вызов бездуховному миру .

- Революцию 1917 г Маяковский приветствовал.

- В годы войны он работал в «Окнах РОСТА» (российского телеграфного агентства).

- Плакаты рисовал ночью, к ним кратенькие стишки, а на утро люди их читали в окнах магазинов.

- Начиная с 1922 года Маяковский выезжает за границу. Он побывал во Франции, Мексике, Америке, Германии.

- В советский период особую ценность представляют его произведения «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо».

- Но со временем Маяковский начинает осознавать принудительный характер некоторых своих черт.

  •                   Да и в личной жизни он терпит фиаско.
  •                   Ни одна из тех, кого любил поэт, так и не стала его спутницей.
  •                   Согласно официальной версии Маяковский застрелился 14 апреля 1930 г в своем рабочем кабинете.
  •                   А через 5 лет после смерти поэта Сталин провозгласил Маяковского «лучшим поэтом эпохи».

Учитель: Спасибо! Много мы услышали, но безусловно Маяковский остается человеком-загадкой. Наверное, вы немного удивитесь, узнав, что псхэт верил в бессмертие человека и воскрешение не религиозное, а практическое, научное. Поэма «Про это» заканчивается поэтическим: «Прошением на имя...»,, где должно быть вписано имя ученого из будущего, когда человечество научится возвращать к жизни давно умерших. Но это все есть наши голословные умозаключения. А хорошо бы было узнать от самого поэта.

Инсценизация

(Стук в дверь!)

  •                   Вы к кому?
  •                   Я Владимир Маяковский.
  •                   Интересно! Что это экстранеординарная внешность?
  •                   Я таким образоагтолько поддерживаю амплуа литературного хулигана, навязанного мне масмедиа. А если объяснить попроще - одел то, что у меня было.
  •                   Уж коли вы здесь, можно задать интересующий меня вопрос?

Меня у вашей пьесе «Клоп» заинтересовал эпизод, когда главный герой, провалившийся в ледяной погреб, через 50 лет был найден и разморожен средствами науки. Это вы имеете в виду современные криофирмы, которые добровольно замораживают умерших для воскрешения в будущем.

  •                   Именно! Ведь я хорошо знаком с новыми научными работами моего друга Романа Якобсона о теории относительности Эйнштейна. И слова из поэмы:

Крикну я

                 вот с этой

                      с нынешней страницы:

                 - Не листай страницы!

                          Воскреси!

Не какая-то метафора, как многие фантазируют, а истинная моя вера в научное воскрешение.

Учитель: Спасибо за то, что уделили нам несколько минут вашего драгоценного времени. Действительно, начало творческой биографии Маяковского было скандальным. Он вызывал на себя потоки брани и ругательств. Критики и журналисты со страниц газет призывали полицию на его выступления. А он радовался тому, что привлек к себе внимание. (Ученик читает стихотворение).

«Я люблю смотреть, как умирают дети.

Вы прибоя смеха мглистый вал

                                         заметили

за тоски хоботом?

Ая-

       в читальне улиц –

как часто перелистывая гроба том

Полночь

промокшими пальцами щупала

                                            меня

и забитый забор,

 и с каплями ливня на лысине

                                         купола

 скакал сумашедший собор.

 

Учитель: У каждого из вас сложилось определенное представление о личности Маяковского и его творчестве.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах (П-ая группа самостоятельно).

 


Задание П-й группы: составьте сенкан на тему В. Маяковский.


I.1. Маяковский

2. Известный,

Одинокий,     

Неординарный.

3. Пишет,

страдает

4. Сочиняет стихи

по-новому

5. Поэт

 

I. 1.Маяковский

2. Интересный,

необычный,

неожиданный.

3. Ищет,

открывает.

4. Раскрывает секреты

авангардистской поэзии

5. Футурист

 

I. 1.Маяковский

2.Ярчайший,

противоречивый,

непонятный

3. Стремится, живет

4. Создавал поэзию

Будущего

5. Мечтатель.

 І. 1. Маяковский

2. Знаменитый,

популярный,

Непонятный.

3. Сочиняет, любит

4. Открывает новые 

горизонтальные поэзии

5. Сильный мужчина

 

I. 1.Маяковский

2. Стращающий,

ищущий, любящий

3. Мучится, воспевает

4. Проявляет

Гиперболизированные

чувства

5. Человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание I группы Коллективное составление портрета-ассоциации

В. Маяковского методом «Гранулирования»


Маяковский обращается к классу с просьбой, используя стратегию «Кубирования» рассказать о понимании понятия футуризм

 


1. Футуризм – это литературное направление.

2. Непривычно, ново, неожиданно, не совсем понятно.

3. Футуризм - как снег посреди лета; как гром среди ясного неба.

4. Отрицание традиционной формы стихосложения.

5. Обогащает литературу, побуждает развивать ассоциативное мышление, творческое восприятие мира.

6. а) «За» явился основой, платформой для развития новых явлений в литературе;

б) «Против» Не всегда все понятно, иногда может неуместно смешно.

 

Повторение литературных направлений (с использованием таблицы).

1. За характерными чертами определить вид литературного течения.

2. Называть представителей названного литературного направления.

3. Определять время возникновения того или иного литературного направления.

4.  Демонстрация репродукций художников, представителей кубизма, импрессионизма и сюрреализма.

 

 

 

 

1. Опишите это... (понятие)

2. Сассоциируйте это... (понятие).

3. Сравните это... (понятие).

4. Проанализируйте это...

5. Примените это...

6. а) За...

б) Против...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


«Поэтическая пауза»

Учитель: «Настало время поэтической минутки»

Чтение стихотворения «А вы смогли бы?»

Учитель: «Красивое?! Интересное и оригинальное произведение! Вы согласны? Каким вы увидели лирического героя? (Человеком активным сильным, энергичным, готовым к преобразованиям, не Мирящимся с повседневной серостью).

Учитель: «Нет, наверное, такого писателя, который бы в своем творчестве не использовал образ звезды. Поль Верлен, Тютчев, Пушкин, Экзюпери... Что их там привлекало (в небе)? Высота? Недосягаемость? Красота? Таинственность? Неизведанность?

Не миновал «этой чаши» и наш поэт. Он передал это в такой необычной форме и содержании, присущей именно ему, стихотворением «Послушаете!»

- Чтение стихотворения «Послушайте!»

Учитель: - Каким предстал перед нами лирический герой этого стихотворения? (Человек интеллигентный, воспитанный, творческий, стремящийся к покорению новых высот).

Используя прием «Окружности Вена», сопоставим оба стихотворения.

Методический комментарий: в первую окружность записывать особенности стихотворения «А вы смогли бы?», а во вторую «Послушайте!». А в сечении между окружностями то, что их объединяет.

А вы смогли бы?                                                                    Послушайте!


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вывод: Я хочу попросить вас высказать свои мнения относительно этих двух стихотворений, руководствуясь вашими рисунками, «выросшими» на этом ассоциативном дереве. (Возможны наводящие вопросы)

- Что вам захотелось передать в своих рисунках после более близкого знакомства с этими поэзиями?)

Вывод: Второй вариант ваших творений более осознанный, содержательный, красочный, а следовательно интересней. Эти изображения «несут» идею и претендуют на внимание.

Учитель: Любовь — это жизнь, это главное. Любовь - это сердце всего. От нее разворачиваются стихи и дела!

Учитель: О месте любовной лирики в творчестве поэта свидетельствуют произведения «Облако в штанах», «Человек», «Про это», «Люблю», «Флейта-позвоночник». Почти каждое произведение поэта - это реальное событие.

Работа в группах

 (получают задания)

1-я группа

1 .Какое место в жизни поэта занимали Т. Яковлева и М.Давыдова? 2. Какие стихи на тему любви написал В. Маяковский?

П-я группа

1 .Что вы знаете о Лили Юрьевне Каган?

2. Каковы были отношения В. Маяковского и Л. Брик?

 

Работа в группах (I группа)

Какое место в жизни поэта занимали Т. Яковлева и М. Давыдова?

1-й ученик. В 1914 г. во время турне в Одессе Маяковский влюбился. Влюбился с первого взгляда в юную Марию Александровну Давыдову, девушку необыкновенного обояния и, судя по ее дальнейшей судьбе сильного характера. Влюбился безответно, страдал от этого...

2-й ученик. Большая любовь пришла в 1928 когда поэт встретил в Париже Татьяну Яковлеву, русскую девушку, выехавшую из России к своему дяде, художнику, Александру Яковлеву. Роман этот глубоко затронул и саму Татьяну Алексеевну. Маяковский уже строил планы их совместной жизни. Но любви, однако, помешали. И не небесные силы, а земные... Поэт не получил визы. Он вдруг почему-то стал «невыездным». Со своей любовью он больше не виделся.

Какие стихи на тему любви написал Владимир Маяковский?

3-й ученик. Под влиянием нахлынувших чувств к Марии Давыдовой Маяковский начинает писать поэму «Облако в штанах». Интересно, что поэма, родившись из одной любовной драмы, была посвящена другой женщине, заполнявшей многие годы жизни поэта, любовь к которой была более напряженной и испепеляющей. И как вспышка - появление, наверное, двух последних поэзий о любви «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Вдохновителем, конечно же, этих стихов была Татьяна Яковлева.

 

 

 

Работа в группах (П группа)

1-й ученик. Лилия Юрьевна Каган была одарена от природы, но не постоянна в своих увлечениях: учась в гимназии проявила прекрасные способности к математике и в 1909 г даже поступила на Высшие женские курсы по этому профилю, но уже через год занятие математикой сменила увлечение живописью и лепкой, а позже балетом.

2-й ученик. В 1912 г. она вышла замуж за Осипа Брика, а в 1915 г. чета Бриков познакомилась с Маяковским, который в автобиографии под названием «Я сам» назвал дату их встречи «радостнейшей датой». По воспоминаниям современников Л. Брик была очаровательна: «У нее карие глаза. Она большеголовая, красивая, рыжая, легкая, хочет быть танцовщицей... Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюбленной, умной и какой угодно.»

3-й ученик. Отношения В. Маяковского и Л. Брик были очень непростыми, многие этапы их развития отражены в произведениях поэта, в целом же показательными для этих отношений может.

Сюрприз! «Сильная половина» вашего класса подготовила для вас письмо-сюрприз, (Чтение стихотворения «Лиличка!»)

Учитель: «Привлекает заглавие текста «Лиличка!». Оно называет адресата и одновременно говорит об отношении к нему. Но прежде чем перейти к непосредственному анализу текста стихотворения, убедимся, что мы его полностью понимаем в экстралингвистическом и лингвистическом аспектах.

1. Перечисление с анафорическим и ( «И в пролет не брошусь...) повествует о судьбах русских писателей, жизнь которых закончилась трагически (Например, Игнатьев, Всеволод Гаршин, С. Есенин). При чем подобные ссылки можно встретить и в других произведениях Маяковского.

Например, в поэме «Человек».

«А сердце рвется к выстрелу,

 а горло бредит бритвою »

 

Учитель. Или другое

Аптекарь,

   дай

      душу

          без боли

 в просторы вывести.

Протягивает.

   Череп

      «Яд».

Вывод:

В целом можно говорить о том, что в поэзии Маяковского довольно явственно присутствует мотив смерти.

2. Я проводила исследование строки «Комната - глава в крученыховском аде». Как свидетельствует выноска, идет сопоставление с поэмой «Игра в аду» А. Крученых и В. Хлебникова. Слово крученыховском образовано от имени собственного Крученых суффиксальным способом. Аналогично Гоголь-гоголевский. Кроме того немного изменена форма слова «в аде». В названии поэмы это слово употребляется в форме предложного падежа и имеет обстоятельственное значение. В стихотворении оно имеет синтаксическую функцию дополнения. Это и повлекло изменение флексий.

Как, например; Хорошо работать в вишневом саду.

                          Артистка занята в «Вишневом саде».

3. А я хочу остановиться на словах обезумлюсь и иссечась. Меня удивило неожиданное использование суффикса -ся. Оказывается подобные явление наблюдаются и в других произведениях. Например, «Облако в штанах»: «Ежусь, зашвырнувшись в трактирные углы». «Критика самокритики»: «...каждый самокритикуется». «Ко всему»: «Убейте, похороните — выроюсь».

Глагол обезуметь почти не употребляется в 1 и 2 лице будущего времени (так как это состояние не зависит от воли человека, оно не может возникнуть осознано). Когда присоединяется суффикс - ся — оно приобретает большую самостоятельность.

Деепричастие иссечась: ( по словарю - избить кнутом, плетью розгами). В результате присоединения суффикса - ся изменяется первоначальное значение и оно превращается как бы в дополнение к слову отчаяньем.

4. Мое внимание привлек эпитет опожаренный ( в опожаренном песке). Он образован префиксально- суффиксальным способом от существительного пожар (пожар пожарить              опожарить опожаренный).


5. Я для анализа выбрала императивную форму дай простимся. Оно является якобы синонимом к форме давай простимся, что является чаще употребляемо. На мой взгляд ,форма простимся звучит мягче и выражает больше просьбу, нежели приказ.

Учитель: Ну и по такому принципу - дай выреветь, дай выстрелить.

Учитель: Строительный материал стихотворения разнообразен. Прежде всего привлекает внимание активное использование слова любовь (любимая, любимого имени) и личных местоимений я, ты (притяжательных мой, твой). Наверное, объясняется это тем, что внимание лирического героя сосредоточено на отношениях с любимой.

Учитель: - Каким образом характеризуется в стихотворении героиня? (Адресат характеризуется через восприятие лирического героя).

- На какие композиционные части можно разделить стихотворение? (На две: первая, занимающая почти весь объем текста - описание внутреннего мира героя; вторая - всего три строки - лирическая просьба).

 

Исследование образной системы стихотворения «Лиличка!»

Образная система (трехступенчатое развитие гиперболизированного чувства любви лирического героя).

 

Наивысшая точка развития гиперболы. Использование концентрированных перечислений событий, усиленных анафорой и отрицательной частицей не (они повторяются).

 

Вторая ступень лексически проще.

Антитеза: любимая - слава и деньги.

 

Первая ступень характеризуется использованием слов на тему природы.

Бык, вода, море, слон, солнце.

Свобода животного мира противопоставляется внутренней несвободе адресанта («мне нету моря», « мне нету солнца»).

 

 

Вывод. Заканчивается стихотворение риторическим вопросом: «Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?» - подразумевает отрицательный ответ. Вторая композиционная часть звучит как просьба-понимание.

 - С чем ее можно сравнить?

(Словами из письма В. Маяковского к Л, Брик. «Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мною или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь»).

Стихотворение «Лиличка!» есть показательным насколько непростыми были отношения этих двух.

Творческая мастерская.

Учитель: Знаем, какое нелегкое ремесло переводчика. Надо передать не только ритм, смысл, атмосферу, ритмику, рифму, но и стиль, дух авторского замысла.

Так как вас заинтересовали три стихотворения Маяковского «Кофта фата», «Еще Петербург» и «Гимн взятке», вы получили уникальную возможность испытать свое счастье в переводах. «Заработать на кусок хлеба!» - В свое время это занятие спасло жизнь Ахматовой, Пастернаку, Цветаевой. Посмотрим насколько вам удалось передать дух поэзий Маяковского.

 


Кофта фата

I.

Я сошью себе черные штаны

из бархата голоса моего.

Желтую кофту из трех аршин заката.

По Невскому мира, по лощеным полосам его,

профланирую шагом Дон-Жуана и фата.

П.

 Пусть земля кричит, в покое обабившись:

«Ты зеленые весны идешь насиловать!»

Я брошу солнцу, нагло осклабившись:

«На глади асфальта мне хорошо

грассировать!»

Еще Перербург

I.

В ушах обрывки теплого бала,

а с севера - снега седей –

туман, с кровожадным лицом каннибала,

жевал невкусных людей.

П.

Часы нависали, как грубая брань,

за пятым навис шестой.

А с неба смотрела какая-то дрянь

величественно, как Лев Толстой

Гимн взятке

 I.

Пришли и славословим покорненько

тебя, дорогая взятка,

все здесь, от младшего дворника

до того, кто в золото заткан.

П.

Всех, кто за нашей десницей

посмеет с укором глаза весть,

мы так, как им и не снится,

накажем мерзавцев за зависть.

 

 

 

I. 

Я змайструю собі чорні штани

із оксамиту голосу мого

жовту кофту розміром в три захвата

профілірую лискучим бруком вимощеного Невського

зібгаю кроком Дон-Жуана і фата

II. 

Хай земля волає, як байдужість бабна:

«Ти зелені весни прямуєш ґвалтувати!»

Я крикну сонцю, вишкірившись нахабно:

«На поверхні асфальту мені файно

гарцювати!»

 

І.У вухах мелодія теплого балу,

а з півночі - сніга білясті –

туман, зі звірячим лицем каннібала

жував людські постаті.

ІІ.

Годинник видавлює свою злість,  

за п'ятою шоста бренька -.

А з неба витягується чорна млість

звеличено, як Леся Українка.

І.

Зібралися ми і потішненько виспівуємо

тобі, хабарю осліплений,

всі тут, від непомітного двірника

до того, хто золотом обліплений.

П.

Усіх, хто придумає прибуркувать нас

заздалегідь помічаємо,

ми так, як їм і не снилося за

заздрість таку покараєм


 

Рефлексия

«Вот и закончилось наше путешествие по необычной стране ФутуроМаяковизма. Мне интересно, насколько вам было комфортно пребывать в мире Маяковского, ощутили ли вы атмосферу необычности и оригинальности этого человека, смогли бы ли вы в вашем сердце найти слова благодарности ему.

Прошу обратить ваше внимание на тему нашего урока. Как вы думаете, почему я остановилась на именно этом названии. (Ученики объясняют).

Не случаен и выбор эпиграфа: «Самое большое счастье - уверенность в том, что тебя любят». (В. Гюго). Ведь этого чувства так не доставало в жизни этого человека. Но не только этим обусловлен мой выбор...Ведь не секрет, что поэзия Маяковского зачастую не любима не только    учениками, но и учителями. Одним из главных моих стремлений было разрушение этого стереотипа.

Насколько это удалось — решать вам. Вспомните вашу реакцию на личность и творчество Маяковского во время первого знакомства (Звучат ответы). Теперь у вас есть возможность высказать свое мнение (Форма может быть различна: что интересно; что запомнилось; что затронуло; что понравилось; может кому-то какая-то фраза; эпизод; рисунок; элемент, стих; оформление.)

Ваши отклики напишите на сердечках, звездочках, солнышках. С их помощью мы составим карту нашей страны (плакат «Я»), президентом которой есть наш поэт - поэт планетарного масштаба» «Я» (Владимир Маяковский) По-возможности знакомимся с откликами.

Домашнее задание

Ознакомиться с биографией Б. Пастернака. Составить хронологическую таблицу, или, прочитав биографию поэта, взять у него интервью, записать в тетрадь.


 

 

docx
Додано
14 січня 2019
Переглядів
761
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку