Урок по теме: "Гласные и согласные звуки"

Про матеріал
Материал урока предназначен для школ с украинским языком обучения (начало изучения с 5 класса) и рассчитан на использование его в классах с различным уровнем учебных достижений. Учитывая возрастные особенности учащихся 5 класса, в конспекте предлагается ряд игровых приёмов.
Перегляд файлу

Тема: Гласные и согласные звуки

Цель: сформировать у  школьников представление о гласных и согласных звуках; дать представление о произношении гласных звуков, в том числе и в заимствованных словах, о произношении согласных звуков; активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать коммуникативные способности; пробуждать интерес к русскому языку.

Прогнозируемые результаты: учащиеся  определяют значения букв русского алфавита, соблюдают нормы русского литературного произношения в устной речи, правильно записывают транскрипцию слов.

Оборудование: учебник, орфографический словарь, карточки с заданием.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

I. Этап введения в языковую среду

1. Проверка домашнего задания.

2. Практикум переводчика

  Юла, дивитися, впітьмах,  алфавіт, створили, писемність, травень, зірка, свято, бібліотека,  російський,  грамота, навчати.

II.              Мотивация учебной деятельности.  Объявление темы и цели урока

III.              Восприятие и усвоение учебного материала

  1. Вступительное слово учителя

   Наша устная речь состоит из потока звуков, образующих слова. Изучает звуки речи раздел науки о языке – фонетика. Сегодня мы будем учиться различать гласные и согласные звуки, правильно записывать транскрипцию слов русского языка.

    Гласные звуки:[а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Согласные звуки:[б], [в], [г], [д], [ж], [з],[к], [л], [м], [н], [п], [р],[с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [ш:’], [й].

На письме звуки речи обозначают  с помощью букв. Способы обозначения звуков речи на письме с помощью букв изучает графика.

  1. Коллективная работа с учебником: читаем текст упражнения 152.
  2. Прийом «Инсерт» (проверка усвоения теоретического материала)

V (известная информация)

+ (узнал новое)

- (не согласен, это противоречит тому, что знаю)

?(хочу больше узнать)

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Игра «Кто быстрее?»: запишите звуковой состав данных слов.

    Совет, урок, роман, журнал, города, громко, сестра, молоко.

IV. Закрепление знаний, умений и навыков

1. Грамматическая задача: решите задачи, используя подсказки-задания, запишите звуковой состав отгаданных слов.

* Уберите одежду и найдите монету: ДСАРРААХФМАНА.  (Драхма - сарафан)

* Какие здесь родственники:  СПЛЕЕМСЯТННРИАК.  ( Сестра – племянник)

* Откуда выгнали маленького мальчика: ШНЕКОЗНАЛАЙКА. ( Школа – незнайка)

* Найдите числа, кратные двум: ЧВЕТОСЫЕРМЬЕ.  (Четыре – восемь)

* Назовите день недели и месяц: АСРВГЕДУАСТ.  (Август – среда)

2. Фонетическая задача: сколько звуков [ш] в стихотворении В. Приходько?

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели до порожка, и щёлкали орешки –

От деревушки Ложки до деревушки Пешки

Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно.

То рощица, то поле, то с горки, то на горку

Ах, нужно каждой мышке попасть в родную норку.

И, что не говорите, дорогу знают кошки,

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

Если кошке по пути – отчего не подвезти? 

(Ответ:  30)

3. Орфоэпический практикум:

а) выразительно прочитайте стихотворение, записанное на доске. Следите за правильным произношением звука [г].

Глупый гном глядел, глядел,
Громкий горн гудел, гудел,
Громче горна гаркнул гром,
Громче грома грохнул гном. (И. Токмакова)

б) прочитайте каждую скороговорку четыре раза подряд, сначала в замедленном, потом в обычном, затем в ускоренном темпе, стараясь не допускать ни одной ошибки. Укажите в скороговорках слова с буквами и, у, а после шипящих.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят. На дворе трава, на траве дрова. Шла Саша по шоссе. Щётка и чушки, чешуя и щучки.

в) прослушайте отрывок из стихотворения. Какие повторяющиеся звуки передают жужжание жука?

Жук жужжал в густой осоке,
Вол лежал на солнцепёке.
Жук жужжал, жужжал, жужжал,
Вол лежал, лежал, лежал,
А потом спросил: — Скажите,
Для чего вы так жужжите?
…Жук Волу ответил с жаром:
— Ясно, я жужжу не даром:
Я живу и не тужу,
Потому что я жужжу!

            (Я. Бжехва в пер. Б. Заходера)

г)  как нужно читать данное стихотворение — громко или тихо? Сколько слов со звуком [ш] в стихотворении? Выпишите те из них, в которых этот звук встречается дважды.

В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху спешит.
Шёпот к Шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
— Ты куда?
— К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
— Шу-шу-шу да ши-ши-ши.
— Тише, Шорох, не шурши.
Навостри-ка уши —
Тишину послушай!..
— Слышишь?
— Слышу.
— Что ты слышишь?
— Шеборшатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат —
Дружно шишку шелушат.

                   (В. Суслов)

4.  Перевод.  Переведите слова с русского языка на украинский. Сравните произношение в двух близкородственных языках.

Букварь, токарь, бондарь, кобзарь, вратарь, слесарь.

V. Домашнее задание.   Выучить теоретический материал; выполнить задания на карточках.

VI.              Итог урока

1. Приём «Кластер» на тему «Звуки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
16 лютого 2022
Переглядів
4721
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку