Тема: Гласные и согласные звуки
Цель: сформировать у школьников представление о гласных и согласных звуках; дать представление о произношении гласных звуков, в том числе и в заимствованных словах, о произношении согласных звуков; активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать коммуникативные способности; пробуждать интерес к русскому языку.
Прогнозируемые результаты: учащиеся определяют значения букв русского алфавита, соблюдают нормы русского литературного произношения в устной речи, правильно записывают транскрипцию слов.
Оборудование: учебник, орфографический словарь, карточки с заданием.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
I. Этап введения в языковую среду
1. Проверка домашнего задания.
2. Практикум переводчика
Юла, дивитися, впітьмах, алфавіт, створили, писемність, травень, зірка, свято, бібліотека, російський, грамота, навчати.
II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока
III. Восприятие и усвоение учебного материала
Наша устная речь состоит из потока звуков, образующих слова. Изучает звуки речи раздел науки о языке – фонетика. Сегодня мы будем учиться различать гласные и согласные звуки, правильно записывать транскрипцию слов русского языка.
Гласные звуки:[а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Согласные звуки:[б], [в], [г], [д], [ж], [з],[к], [л], [м], [н], [п], [р],[с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [ш:’], [й].
На письме звуки речи обозначают с помощью букв. Способы обозначения звуков речи на письме с помощью букв изучает графика.
V (известная информация) |
+ (узнал новое) |
- (не согласен, это противоречит тому, что знаю) |
?(хочу больше узнать) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Совет, урок, роман, журнал, города, громко, сестра, молоко.
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Грамматическая задача: решите задачи, используя подсказки-задания, запишите звуковой состав отгаданных слов.
* Уберите одежду и найдите монету: ДСАРРААХФМАНА. (Драхма - сарафан)
* Какие здесь родственники: СПЛЕЕМСЯТННРИАК. ( Сестра – племянник)
* Откуда выгнали маленького мальчика: ШНЕКОЗНАЛАЙКА. ( Школа – незнайка)
* Найдите числа, кратные двум: ЧВЕТОСЫЕРМЬЕ. (Четыре – восемь)
* Назовите день недели и месяц: АСРВГЕДУАСТ. (Август – среда)
2. Фонетическая задача: сколько звуков [ш] в стихотворении В. Приходько?
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щёлкали орешки –
От деревушки Ложки до деревушки Пешки
Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
То рощица, то поле, то с горки, то на горку
Ах, нужно каждой мышке попасть в родную норку.
И, что не говорите, дорогу знают кошки,
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
Если кошке по пути – отчего не подвезти?
(Ответ: 30)
3. Орфоэпический практикум:
а) выразительно прочитайте стихотворение, записанное на доске. Следите за правильным произношением звука [г].
Глупый гном глядел, глядел,
Громкий горн гудел, гудел,
Громче горна гаркнул гром,
Громче грома грохнул гном. (И. Токмакова)
б) прочитайте каждую скороговорку четыре раза подряд, сначала в замедленном, потом в обычном, затем в ускоренном темпе, стараясь не допускать ни одной ошибки. Укажите в скороговорках слова с буквами и, у, а после шипящих.
Три дроворуба на трех дворах дрова рубят. На дворе трава, на траве дрова. Шла Саша по шоссе. Щётка и чушки, чешуя и щучки.
в) прослушайте отрывок из стихотворения. Какие повторяющиеся звуки передают жужжание жука?
Жук жужжал в густой осоке,
Вол лежал на солнцепёке.
Жук жужжал, жужжал, жужжал,
Вол лежал, лежал, лежал,
А потом спросил: — Скажите,
Для чего вы так жужжите?
…Жук Волу ответил с жаром:
— Ясно, я жужжу не даром:
Я живу и не тужу,
Потому что я жужжу!
(Я. Бжехва в пер. Б. Заходера)
г) как нужно читать данное стихотворение — громко или тихо? Сколько слов со звуком [ш] в стихотворении? Выпишите те из них, в которых этот звук встречается дважды.
В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху спешит.
Шёпот к Шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
— Ты куда?
— К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
— Шу-шу-шу да ши-ши-ши.
— Тише, Шорох, не шурши.
Навостри-ка уши —
Тишину послушай!..
— Слышишь?
— Слышу.
— Что ты слышишь?
— Шеборшатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат —
Дружно шишку шелушат.
(В. Суслов)
4. Перевод. Переведите слова с русского языка на украинский. Сравните произношение в двух близкородственных языках.
Букварь, токарь, бондарь, кобзарь, вратарь, слесарь.
V. Домашнее задание. Выучить теоретический материал; выполнить задания на карточках.
VI. Итог урока
1. Приём «Кластер» на тему «Звуки»