Урок по теме: "Звонкие и глухие согласные"

Про матеріал
Материал урока предназначен для школ с украинским языком обучения (начало изучения с 5 класса) и рассчитан на использование его в классах с различным уровнем учебных достижений. Учитывая возрастные особенности учащихся 5 класса, в конспекте предлагаются разнообразные задания, которые позволяют избегать усталости в учеников.
Перегляд файлу

Тема: Звонкие и глухие согласные

Цели: ознакомить учащихся с парными и непарными согласными,  продолжить работу над определением сильной и слабой позиции звука в словах; формировать навыки определения ошибкоопасных мест в словах, правописания сомнительных согласных в корне слова; приучать детей работать в группах, воспитывать силу воли, упорство, ответственность.

Прогнозируемые результаты: ученики определяют сильную и слабую позиции согласного звука в словах; различают, правильно читают и пишут слова с такими звуками.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, орфоэпические и орфографические словари.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Этап введения в языковую среду
  2. Актуализация опорных знаний
  1. Проверка домашнего задания
  2. Диктант с орфоэпическим заданием: запишите слова; поставьте ударения; укажите звук, который произносят на месте безударного гласного; проверьте себя по словарю.

    Откровенное, замысел, возглас, неосознанны, искренни, блистая, домовой, вожак, стая

ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и целей урока

Слово учителя

   - Тема нашого урока  - «Звонкие и глухие согласные». Сегодня мы познакомимся с понятиями «парные и непарные согласные»,  продолжим работу над определением сильной и слабой позиции звука в словах, определения ошибкоопасных мест в словах, правописания сомнительных согласных в корне слова.

       Как вы считаете, для чего надо знать звуковой состав слова?  (Чтобы грамотно писать.)

IV. Восприятие и усвоение нового материала

  1. Рассказ учителя (чтение лингвистической сказки)

История о парных и непарных согласных звуках

В королевстве Азбука жили 33 буквы. Они жили в своих буквенных домиках, расположенных среди живописных лугов. Среди букв было очень мало настоящих, крепких друзей, они собирались вместе только тогда, когда нужно было образовывать слова.

      Королева Буква А решила исправить это положение. Она придумала устроить великолепный бал в честь своего Дня рождения. Королева позвала своих подруг-гласных, и они вместе испекли абрикосовый торт, апельсиновые кексики и авокадные пирожные. К сладостям приготовили арбузный коктейль.

       Настал день торжества. Все гости собрались в зале, украшенном удивительными алыми астрами и апельсиновыми анютиными глазками. В середине вечера королева Буква А объявила танцевальный конкурс. Нужно было разбиться на пары и станцевать лучший танец в честь королевы. Б встала с П, В – с Ф, Г – с К, Д – с Т, Ж – с Ш, З – с С. Почему они так встали, никто уже не помнит. А у других букв не получилось встать в пары. Тогда королева Буква А сказала: «Возьмите в пары моих подруг, гласные буквы. И все гости пустились в пляс. Было трудно выбрать самого лучшего танцора!!!

        С тех пор появились парные и непарные согласные звуки.

  1. Самостоятельная работа: используя текст сказки, заполните таблицу.

Звонкие

[б]

[в]

[г]

[д]

[ж]

[з]

[л ]

[м]

[н]

[р]

[й’]

 

 

 

 

Глухие

[п]

[ф]

[к]

[т]

[ш]

[с]

 

 

 

 

 

[х]

[ц]

[ч’]

[ш’]

  1. Работа с учебником. Выполнение упражнения 180.
  2. Слово учителя

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не  желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанню согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

  1. Исследовательская работа

- Прочитайте и запишите слова.

- Какие буквы вы вставите на месте пропуска? Сверьте ваши записи со словарём.

- Что, по-вашему, влияет на произношение согласного звука?

- Как можно проверить, какую букву нужно писать в конце слова?


Обе…, заво…, медве…ь, крова…ь,

Отря…, наро…, эта…, тетра…ь,

Но…, стри…, сне…, гра…, гара…,

Лоша…ь, пру…, тру…, шала…,

Ры…ка, гря…ка, кру…ка, ша…ка,

Тра..ка, ко…ка и тетра…ка,

Кры…ка, ла…ка, ло…ка, ла…ка,

Ка…ка, ма…ка, ле…ка, ска…ка,

Ло…ка, сво…ка, пря…ка, гря…ка,

Шу…ка, у…ка и заря…ка,

 Кру…ка, кры…ка и руба…ка,

Тра…ка, се…ка, промока…ка,

Дру…ки, сне…ки и  пры…ки,

Двойня…ки, ро..ки, пиро…ки,

Лу…ки, фла…ки  и но…ки,

Варе….ки, сапо…ки.


  1. Закрепление изученного материала
  1. Фонетическая зарядка. Восстановите буквенный облик слов по их фонетической записи.

[роф], [плот], [уш], [вар’иш’ка], [афтор], [сапох], [любоф’].

  1. Лингвистическая задача. Выберите одно из двух написаний. Устно объясните свой выбор.

    Ре(з,с)ьба, погру(з,с)ка, матрё(ш,ж)ка, игру(ш,ж)ка, теле(ш,ж)ка, ме(д,т)ко, бли(с,з)ко, та(г,к)же.

  1. Грамматические задачи

* С глухим согласным наливаюсь в поле,

   Со звонким – сам звеню я на раздолье.  (Колос – голос)

* С глухим – траву она срезает,

   Со звонким – листья объедает. (Коса – коза)

* С глухим шипящим кругл, как мячик,

   Со звонким – как огонь горячий. (Шар – жар)

* С «м» - приятен, золотист, очень сладок и душист,

   С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд – лёд)

  1. Домашнее задание. Выполнить упражнение 187.
  2. Подведение итогов урока
  1. «Три предложения». Составьте высказывание на основе трёх предложений:

- На уроке мне было интересно…

- У меня получилось…

- Мне было трудно…

2. Приём «Сенкан»: составьте сенканы к словам «Звуки», «Буквы».

 

 

 

1

 

docx
Додано
16 лютого 2022
Переглядів
438
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку