Тема: Звонкие и глухие согласные
Цели: ознакомить учащихся с парными и непарными согласными, продолжить работу над определением сильной и слабой позиции звука в словах; формировать навыки определения ошибкоопасных мест в словах, правописания сомнительных согласных в корне слова; приучать детей работать в группах, воспитывать силу воли, упорство, ответственность.
Прогнозируемые результаты: ученики определяют сильную и слабую позиции согласного звука в словах; различают, правильно читают и пишут слова с такими звуками.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, орфоэпические и орфографические словари.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Откровенное, замысел, возглас, неосознанны, искренни, блистая, домовой, вожак, стая
ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и целей урока
Слово учителя
- Тема нашого урока - «Звонкие и глухие согласные». Сегодня мы познакомимся с понятиями «парные и непарные согласные», продолжим работу над определением сильной и слабой позиции звука в словах, определения ошибкоопасных мест в словах, правописания сомнительных согласных в корне слова.
Как вы считаете, для чего надо знать звуковой состав слова? (Чтобы грамотно писать.)
IV. Восприятие и усвоение нового материала
История о парных и непарных согласных звуках
В королевстве Азбука жили 33 буквы. Они жили в своих буквенных домиках, расположенных среди живописных лугов. Среди букв было очень мало настоящих, крепких друзей, они собирались вместе только тогда, когда нужно было образовывать слова.
Королева Буква А решила исправить это положение. Она придумала устроить великолепный бал в честь своего Дня рождения. Королева позвала своих подруг-гласных, и они вместе испекли абрикосовый торт, апельсиновые кексики и авокадные пирожные. К сладостям приготовили арбузный коктейль.
Настал день торжества. Все гости собрались в зале, украшенном удивительными алыми астрами и апельсиновыми анютиными глазками. В середине вечера королева Буква А объявила танцевальный конкурс. Нужно было разбиться на пары и станцевать лучший танец в честь королевы. Б встала с П, В – с Ф, Г – с К, Д – с Т, Ж – с Ш, З – с С. Почему они так встали, никто уже не помнит. А у других букв не получилось встать в пары. Тогда королева Буква А сказала: «Возьмите в пары моих подруг, гласные буквы. И все гости пустились в пляс. Было трудно выбрать самого лучшего танцора!!!
С тех пор появились парные и непарные согласные звуки.
Звонкие |
[б] |
[в] |
[г] |
[д] |
[ж] |
[з] |
[л ] |
[м] |
[н] |
[р] |
[й’] |
|
|
|
|
Глухие |
[п] |
[ф] |
[к] |
[т] |
[ш] |
[с] |
|
|
|
|
|
[х] |
[ц] |
[ч’] |
[ш’] |
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанню согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих…
- Прочитайте и запишите слова.
- Какие буквы вы вставите на месте пропуска? Сверьте ваши записи со словарём.
- Что, по-вашему, влияет на произношение согласного звука?
- Как можно проверить, какую букву нужно писать в конце слова?
Обе…, заво…, медве…ь, крова…ь,
Отря…, наро…, эта…, тетра…ь,
Но…, стри…, сне…, гра…, гара…,
Лоша…ь, пру…, тру…, шала…,
Ры…ка, гря…ка, кру…ка, ша…ка,
Тра..ка, ко…ка и тетра…ка,
Кры…ка, ла…ка, ло…ка, ла…ка,
Ка…ка, ма…ка, ле…ка, ска…ка,
Ло…ка, сво…ка, пря…ка, гря…ка,
Шу…ка, у…ка и заря…ка,
Кру…ка, кры…ка и руба…ка,
Тра…ка, се…ка, промока…ка,
Дру…ки, сне…ки и пры…ки,
Двойня…ки, ро..ки, пиро…ки,
Лу…ки, фла…ки и но…ки,
Варе….ки, сапо…ки.
[роф], [плот], [уш], [вар’иш’ка], [афтор], [сапох], [любоф’].
Ре(з,с)ьба, погру(з,с)ка, матрё(ш,ж)ка, игру(ш,ж)ка, теле(ш,ж)ка, ме(д,т)ко, бли(с,з)ко, та(г,к)же.
* С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос – голос)
* С глухим – траву она срезает,
Со звонким – листья объедает. (Коса – коза)
* С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий. (Шар – жар)
* С «м» - приятен, золотист, очень сладок и душист,
С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд – лёд)
- На уроке мне было интересно…
- У меня получилось…
- Мне было трудно…
2. Приём «Сенкан»: составьте сенканы к словам «Звуки», «Буквы».
1