Урок-прес-конференція : «Хіба золото – бог нового світу?» (за повістю О. де Бальзака «Гобсек» та п'єсі В. Карпенка-Карого «Хазяїн»).

Про матеріал

Урок – прес-конференція з літератури в 10 класі (компаративна лінія) «Хіба золото – бог нового світу?» (за повістю О. де Бальзака «Гобсек» та п'єсі В. Карпенка-Карого «Хазяїн»).

Перегляд файлу

 

Урок – пресс-конференция по литературе в 10 классе

(компаративная линия)

 

Васичкина Н.П., учитель русского языка и литературы СШ №40, г. Мариуполь

 

Тема: «Разве золото – бог нового мира?» (по повести О.де Бальзака «Гобсек» и пьесе И.Карпенко-Карого «Хозяин»).

Цели: помочь учащимся понять образы Гобсека и Пузыря в контексте современной жизни, развивать навыки компаративного анализа произведений зарубежной и украинской литератур, активизировать критическое мышление, умение аргументировать исследуемый материал, стимулировать развитие познавательных интересов посредством привлечения уч-ся  к творческой деятельности, актуализировать применение инновационных технологий, формировать культуроведческую компетенцию посредством межпредметного аспекта, воспитывать нравственные понятия и любовь к литературе.

Тип:   обобщение и систематизация изученного материала, пресс-конференция.

Оборудование: портреты Бальзака и Карпенко-Карого, художественные тексты, предметы для инсценирования, микрофоны, мультимедийный центр, материал для презентации.

 

План урока:

 

  1. Мотивация учебной деятельности:
    • инсценирование;
    • презентация.
  2. Объявление темы и целей урока.
  3. Актуализация опорных знаний.
    • выступление психологов (характеристика образов героев).
  4. Работа над темой урока:
    • выступление литературоведов (литературная справка);
    • выступление журналистов (интервью с героями);
    • выступление аналитиков (ситуативные задания).
  5. Обобщение и подведение итогов:
    • метод «микрофон»;
    • инсценирование.
  6. Домашнее задание.

 

 

Ход урока:

 

  1. Мотивация учебной деятельности.

Инсценирование (вступление).

Гобсек – в шляпе-котелке, сюртуке; Пузир – у заношеному старому халаті.

Гобсек: Приветствую Вас, господа! Вы, конечно, читали обо мне, Гобсеке. Оноре де Бальзак,  французский писатель, написал обо мне, думая, что осудил мою страсть к золоту. А на самом деле, он прославил мое имя в веках. Я достаточно богат, чтобы покупать человеческую совесть, управляя всеми. Вот скажите, кто бы из вас не побежал подбирать золотые монеты, если бы я начал их разбрасывать? (бросает горсть монет).

Пузир: Я також вітаю Вас, шановне панство! Одна морока ті письменники. То їм на видання книжки дай, то на пам’ятник. Ось український письменник Іван Карпенко-Карий посміявся з мене, Пузиря, та з мого старого халату, а не бачив, що нелегко тримати велике господарство, та ще й прибуток отримувати. От спробуйте самі завести якусь справу, дізнаєтесь! Хто з вас не візьме з мого кошика цукерку, подивимось потім! Всім хочеться солоденького, а його ще і заробити треба. (залишає кошик з цукерками)

Гобсек: Что же в нас общего?

Пузир:  Ось і спробуйте розібратися!

Презентация 1 слайд  

  1. Объявление темы и целей урока.

Учитель: У нас состоялась встреча с литературными героями писателей Бальзака и Карпенко- Карого. Наша задача на уроке посредством пресс-конференции рассмотреть проблемы, поставленные авторами в произведениях «Гобсек» и «Хозяин» и сравнить с проблемами современного общества, ответив на вопросы:

  • Разве золото – бог нового мира?
  • Життя заради багатства чи навпаки?

Запись в тетрадях темы и вопросов.

Презентация 2 слайд  

Учитель: В пресс-конференции принимают участие психологи, литературоведы, аналитики, журналисты, фотокорреспонденты.  Вы все – участники пресс- конференции, и конечно, же принять участие мы приглашаем и наших гостей, находящихся в зале. Я предоставляю слово ведущим.

  1. Актуализация опорных знаний.

Ведущие (с микрофоном за центральным столом)

Презентация 3 слайд  

Ведущий: В пресс-конференции принимают участие психологи, которые проанализировали образы героев.

Ведучий: Надайте, будь ласка, свої психологічні дослідження образів Гобсека та      Пузиря.

1 Психолог: Гобсек умен и предприимчив. Он владеет золотом, дает деньги под большие проценты, ломая людские судьбы. Представив себе, что золото правит миром, Гобсек все радости променял на обогащение и в конце жизни превратился в жалкого скупца. Обратимся  к опорной таблице. Как другие герои повести отзываются о Гобсеке?

2 Психолог: Пузир – це багатий хазяїн, який все своє життя присвятив накопиченню майна. Йому невідомі поняття милосердя, співчуття до людського горя, духовні цінності для нього – порожній звук. Пузир – жорстока, бездушна людина, він навіть перед смертю думає лише про збагачення. Прочитайте высловлювання інших персанажів п'єси про Пузиря.

Дополнение уч-ся об образах героев, запись кратких характеристик в тетради.

Презентация 4 слайд  

  1. Работа над темой урока.

1) Выступление литературоведов.

Презентация 5 слайд  

Ведущий: Мы имеем представление о героях Бальзака и Карпенко-Карого. А были ли литературные предшественники у этих писателей и их героев?

Ведучий: Літературознавці, які були запрошені на нашу прес-конференцію, відзначили це у своїх повідомленнях.

1 Литературовед: Так великий русский поэт А.С.Пушкин за пять лет до «Гобсека» написал своего «Скупого рыцаря», в котором представил аналогичное открытие: «Золото – вот самое важное в мире!». Так же то, что скупость – главная причина моральной деградации, подтвердил и Н.В.Гоголь, обрисовав своего героя Плюшкина в поэме «Мертвые души».

2 Літературознавець: Згубний вплив грошей на духовні якості людини можна помітити ще в п’єсі Т.Г. Шевченка «Назар Стодоля». А безпосереднім літературним попередником Пузиря є Герасим Калитка з комедії Карпенко-Карого «Сто тисяч», усі його сили спрямовані на збагачення: придбання землі та багатства.

Презентация 6 слайд  

Примеры уч-ся о других литературных героях, запись в тетрадь.

2) Выступление журналистов (микрофон).

Презентация 7 слайд  

Ведущий: Наши герои уже узнали о себе много интересного. Поинтересуемся и мы у них – какова их жизненная философия?

Ведучий: Про це інтерв’ю дізнаються у Гобсека і Пузиря журналісти.

1 Журналист: Вопросы Гобсеку?

  • Что такое жизнь?
  • Машина, которую приводят в движение деньги».
  • Чем руководствуетесь вы и должны руководствоваться, по-вашему, другие в своей жизни?
  • Я владею миром, а мир не имеет надо мной власти. Лучше самому давить, чем позволять, чтобы тебя давили. 
  • В чем заключаются ваши жизненные принципы? Вы всё-таки утверждаете, что золото – это Бог нового мира?
  • На земле нет ничего прочнее, чем золото. Золото – это духовная сущность

2 Журналіст (Питання Пузирю):

  • Що таке щастя?
  • О, щастя – це мати побільше вівців та земель…
  • Що в людях ви цінуєте найбільш за все?
  • Ціную працелюбність. Відданість своєму господареві. Ризикованість заради збагачення. А ще треба бути хитрим, щоб накопичити побільше майна.
  • Навіщо людині життя?
  • Я вважаю, що жити потрібно заради багатства.

Интервью продолжают учащиеся, предлагая героям свои вопросы.

3) Выступление аналитиков.

Презентация 8 слайд  

Ведущий: Благодарим наших героев за участие в интервью.

Ведучий: Запрошуємо глядачів прийняти участь в конференції і поспілкуватися з аналітиками, які пропонують розглянути кілька ситуацій.

1 Аналитик (Ситуация А): Свой ответ аргументируйте!

Вы предприниматель. На выгодное дело вам необходимы деньги, для этого вы:

А) возьмете кредит в банке, но с большими процентами;

Б) злоупотребляя доверием друга, возьмите деньги в долг и не вернете вовремя;

В) возьмите деньги в банке под небольшие проценты, заложив при этом все свое имущество.

2 Аналітик (Ситуація Б): Свій вибір обґрунтуйте!

Ви збираєте молоко в населення і здаєте на молокозавод, при цьому ви:

А) їздите по найглухіших селах, де можна купити молоко за безцінь;

Б) даєте скрізь однакову ціну незалежно від якості молока, адже утримувати корову – це велика праця;

В) залежно від якості молока – різна ціна продукту, але вам це приносить збиток.

Обсуждение ситуаций и представление аргументированного ответа.

  1. Обобщение и подведение итогов.

Учитель: Вы побывали в ролях Гобсеков и Пузырей, продемонстрировав деловую хватку и талант предприимчивости. Такие герои всегда актуальны, особенно в сегодняшнем дне, когда нам все чаще кажется, что миром правят деньги. Так ли это? Или в жизни есть что-то более важное и ценное? Каков же ответ на проблемный вопрос нашей пресс-конференции: «Разве золото – бог нового мира?».

Уч-ся высказывают свои точки зрения на проблему (метод «микрофон»)

Ведущий: Итак, в рассуждениях, вопросах, комментариях, психологов, журналистов, литературоведов, зрителей, самих героев, мы попытались ответить на вопрос о роли золота и богатства в жизни человека.

Ведучий: Немає нічого поганого в тому, що людина багата, якщо вона заробила грощі своїм талантом, розумом, працею і не завдала при цьому шкоди оточуючим. Інша річ, коли внаслідок чиєїсь діяльності страждають люди, занепадають культура і мораль. Втрачаються ідеали добра та справедливості.

Ведущий: В период экономического кризиса, который сейчас переживает наша страна, общество стало делиться на богатых и бедных. Последних значительно больше. Но образы Гобсека и Пузыря учат и предостерегают, что богатство – это еще не счастье, а золото – не бог.

Презентация 9 слайд  

Инсценирование (заключение).

Гобсек: Да… В конце своей жизни я превратился в жалкого скупца. Все человеческие радости променял на золото.

Пузир: А я накопичував майно, і ніколи було мені думати про щось інше. Навіть власне здоров’я було менш цінніше.

Гобсек: Мы – символы разрухи, силы скупости и бездуховности.

Пузир: Вчиться бути порядними, чесними та милосердними. Не треба повторювати наших шляхів.

Учитель: Пресс-конференция подошла к концу. Хотелось бы, что бы после этого урока вы попробовали еще и еще раз задуматься над своим предназначением в мире.

Презентация 10 слайд  

  1. Домашнее задание.

Сочинение – эссе «Сколько в каждом из нас от Гобсека и Пузыря?» (на русском или украинском языках).

1

 

doc
Додано
26 липня 2018
Переглядів
644
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку