ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ
«МИР ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»
Класс 6
Проект «Положительные и отрицательные числа», рассчитан на учащихся 6 класса, рассчитан на 3 недели, призван систематизировать и обобщить знания по теме «Положительные и отрицательные числа». Проект направлен на: формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ
«МИР ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»
Класс 6
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ
«МИР ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»
КЛАСС 6
(защита проекта «Положительные и отрицательные числа»
Краткая аннотация проекта
Проект «Положительные и отрицательные числа», рассчитан на учащихся 6 класса, рассчитан на 3 недели, призван систематизировать и обобщить знания по теме «Положительные и отрицательные числа».
Проект направлен на: формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию),точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений.
Участвуя в проекте, дети проследят путь развития учения о положительных и отрицательных числах, узнают о применении отрицательных чисел в повседневной жизни; научатся решать задачи по теме "Положительные и отрицательные числа", освоят некоторые сервисы веб.
Итоговым продуктом проекта является памятка правил по теме «Положительные и отрицательные числа, создание рабочей тетради, которая поможет оценить знания учащихся, а также сообщения «Истории возникновения отрицательных чисел»
Цели: формирование устойчивого навыка действий с «+» и «-«, создать условия для формирования умений структурировать и систематизировать информацию; для самостоятельного получения новых знаний о действиях с числами, способствовать развитию информационной и коммуникативной культуры.
Задачи: формирование навыка действий с положительными и отрицательными числами. Развитие умения использовать способы действий в разных ситуациях.
Научить учащихся:
Сотрудничать, приобретать знания самостоятельно, систематизировать полученную информацию , пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач, работать в группах, выполняя разные социальные роли, делать выводы и заключения, получить эффективный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности.
Подготовка к конференции: ученики заранее делятся на 3 группы: “ Историки”, «Математики»,» Исследователи» “литераторы”, “ ”; все участники собирают материал и пишут рефераты по разделам: , “История положительных и отрицательных чисел”, “Математика в литературе”.
Ход урока
Оборудование: презентация. доклады участников конференции
I Организационный момент
Эпиграф
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. (Д. Пойа)
Учитель:
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Давайте, ребята, друг другу улыбнёмся, и начнём урок.
А девизом нашего урока пусть будут такие слова:
Думаю! Знаю! Могу!
Интерактивное упражнение «Стоп-внимание!»)
В течение 20 секунд ученики должны запомнить числа и их цвет в таблице и затем установить их в памяти .
2103201763
II. Мотивация учебной деятельности
Ребята!. Путешествуя интересной, замечательной страной, что зовется Математика, вы ознакомились с новыми правилами , законами, учились логически мыслить, анализировать, делать выводы, помогать друг другу .Сегодня мы подводим итоги вашей деятельности по изучению темы: ”Действия с рациональными числами». Окружающий мир настолько сложен и разнообразен, что натуральных и дробных чисел бывает недостаточно, чтобы измерить некоторые величины, описать многие события. Урок будет проведен в нестандартном виде: урока- конференции, как итога вашей исследовательской деятельности. Сегодня нам предстоит защита проекта «Мир положительных и отрицательных чисел».
Тема учебного проекта:
«Мир положительных и отрицательных чисел»
Учебные вопросы:
Эпиграф урока.
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. (Д. Пойа)
Основная идея проекта:
связь математики с решением практических задач, значимость основных понятий математики, расширение кругозора учащихся
Цель: исследовать важность и необходимость
отрицательных чисел в жизни человека, изучить историю возникновения отрицательных чисел,
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС
Нужны ли в жизни отрицательные числа
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
-Где и кто открыл отрицательные числа?
-Зачем нужны отрицательные числа?
-Где применяются отрицательные числа?
-Как работать с отрицательными числами?
Гипотеза
Отрицательные числа – «лишние, ложные» числа
«Твой ум без числа ничего не представляет.»
Н.Кузанский
Высказывание немецкого философа показывает важность любых чисел в жизни людей, поэтому тема данной работы актуальна
Учебные предметы:
Математика, Физика, География, История, Биология, Экономика
Участники проекта-учащиеся 6 класса
Группа №1 Историки
-Где и кто открыл отрицательные числа?
Группа №2 Математики
-Как работать с отрицательными числами ?
Группа №3 Литераторы
-Сказки
-Поэтические минутки (правила в стихах)
Группа №4 Исследователи
- Зачем нужны отрицательные числа?
-Где применяются отрицательные числа?
-
Да, путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет:
Загадок больше, чем отгадок
И поискам предела нет
Не беда, что идти нелегко,
И не бойтесь, что путь будет труден.
Никогда не давались легко
Достижения людям
Итак, первым предоставляется слово «ИСТОРИКАМ»: они подготовили доклад и презентацию. после просмотра которой нужно ответить на вопросы их викторины.
Как сказал один из философов: «История пишется для установления строгой истины». А она нам в данный момент очень нужна!
Презентация 1
Мини доклад. (Доклад прилагается)
Ученик: История говорит о том, что люди долго не могли привыкнуть к отрицательным числам. Числа казались непонятными и ими не пользовались, т.к не видели в этом никакого смысла. Впервые отрицательные числа появились в Китае во II веке до н.э. Знаков «+» и «-« тогда не было. Положительные числа записывали красным цветом, отрицательные – черным.
В VII в начали использовать отрицательные числа в Индии. Положительные числа толковались как имущество, а отрицательные как долг.
Индийские математики Брахмагупта и Бхаскары составили свои правила действий для этих чисел
В XII в отрицательные числа появились в Европе и снова как долг.
В XV веке появились термины «положительный» и «отрицательный». Знаки «+» и «-« ввел математик Ян Видман.
В XVII в. французский математик Рене Декарт ввел координатную прямую.
Всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине XVIII.
Отголоском тех времён является то, что в современной математике операция вычитания и знак отрицательных чисел обозначаются одним и тем же символом минус -
Викторина
Перед вами викторина. Задания на доске и в распечатанном виде и у вас на столах. В течение 3-4 мин постарайтесь ответить на 5 вопросов данной викторины.
Вопрос №1
В какой стране впервые появились отрицательные и положительные числа?
Вопрос №2
В древности ростовщики давая деньги в долг, ставили перед именем должника сумму долга и чёрточку, вроде нашего минуса, а когда должник возвращал деньги, зачёркивали, получался плюс? В какой стране это делали?
Вопрос №3
В каких странах не использовали отрицательные числа?
Вопрос №4
Как в древности называли положительные и отрицательные числа?
Вопрос №5
«Сумма двух имуществ есть имущество», «сумма двух долгов есть долг». Чьи это слова?
Вопрос №6
Когда в Европе начали пользоваться отрицательными и положительными числами?
Вопрос №7
Как звали математика, который ввёл координатную прямую?
Вопрос№8
Каким знаком обозначал вычитание греческий математик Диофант Александрийский?
Вопрос №9
В каком веке была создана полная теория отрицательных чисел?
Оцените работу команды, а «ИСТОРИКИ» проверяют правильность ответов на викторину
Слово предоставляется команде « МАТЕМАТИКОВ».
Ух уж эти числа!
Презентация 2
Ученик: Я, представитель команды « Математиков»
Числа отрицательные новые для нас.
Лишь совсем недавно изучил наш класс
Сразу прибавилась всем на мороки
Учат, учат правила дети все уроки
Цель нашей работы- обобщить весь учебный материал и решить при этом главную задачу-найти метод изложения правил в форме, которая легко запоминается. Это схемы, наглядный материал, алгоритмы, стихотворная форма.
Мы разбили нашу работу на 4 части: составили схемы, памятку правил и правила в стихах.
Приступим к рассмотрению 1 части нашей работы:
Пляшут числа на стене
Очень интересно мне
Минус-плюс, плюс-минус плюс
Хороши ль они на вкус?
Нет, я есть их не хочу
Я их лучше изучу
(пролистывает свою презентацию)
Ученик: Выучи стихотворенье -веселей пойдет ученье!
(ученик показывает презентацию «памятки» правил) и раздает напечатанные на парту
Мы подготовили памятки для лучшего запоминания правил.(Прилагаются)
Ученик.
Хочется закончить свое выступление словами ученого кораблестроителя А.Н. Крылова: «Без теории нет практики, а без практики нет знаний!».
Поэтому мы и создавали Рабочую тетрадь, которая поможет оценить наши знания
Вывод:
В течение всей жизни каждый из нас постоянно пользуется набором всевозможных правил, которые экономят время нам и силы. Мы желаем вам, чтобы наши памятки оказали вам помощь. И не только ученикам, но нашим родителям.
Оцените выступление команды.
Физкультминутка(офтальмопауза)
А сейчас мы немного отдохнем! А заодно повторим местоположение чисел на координатной прямой. Представьте, что каждый из вас , является точкой отсчета. Если я называю положительное число-поднимите правую руку, если отрицательное число-левую руку. Ноль-руки вместе.
Например: 4- правая рука
-10- левая рука
0-вместе и т.д.
Молодцы! Местоположение чисел на координатной прямой вы знаете.
Следопыты- это люди, которые собирают информацию о чем то.
Слово предоставляется команде « Исследователи»
Презентация 3
Ученик: Немецкий философ сказал: - «Твой ум без числа ничего не представляет». Это говорит о том, что числа имеют большое значение в нашей жизни. Поэтому эта тема очень актуальна и сегодня.
Наша цель изучить и исследовать применение отрицательных чисел на страницах школьных учебников.
Задачи нашего мини проекта:
Изучить литературу по данному вопросу. Понять суть отрицательных чисел. Исследовать применение отрицательных чисел в физике, географии , экономике биологии. Сделать сообщение учащимся класса.
Чтобы не потерять где и на каких страницах учебника, кроме математики, мы встречались с этими числами, мы составили кластер. Он перед вами.
География: Сейчас мы изучаем и можем сказать глубина - это знак «-», высота знак «+».
В 7 классе на уроках физики увидим замерзание «минус», кипение - «плюс»
Алгебра 7 класс: Координатная плоскость.
В 8 классе химия: Катион – это положительно заряженный ион, анион – отрицательно заряженный ион.
В старших классах на уроках экономики мы изучим подробно, что «долг» - отрицательная величина, а «прибыль» - положительная.
На уроках литературы можно встретить эти знаки, когда характеризуем положительные и отрицательные черты героя.
Но перед нами стояла еще одна задача подготовить вопрос для проверки.
Мы знаем, что в математике свой язык – это язык символов и формул. Напишите в математической символике данный текст, если под «+» понимать друг, а под «-» враг. Задание оценивается в 2 балла.
«Друг моего друга – мой друг» (интерпретируем, как «+» × «+» = «+»)
«Враг моего врага – мой друг» (интерпретируем, как «-»× «-» = «+»)
«Друг моего врага – мой враг» (интерпретируем, как «+»× «-» = «-»)
«Враг моего друга - мой враг» (интерпретируем, как «-»× «+» = «-»)
Кто готов может пойти к доске и написать
Презентация 4
Ученик: Хочется начать свое выступление со слов ученого кораблестроителя А.Н. Крылова: «Без теории нет практики, а без практики нет знаний!». А один из философов сказал: «Знание – это сила, чем больше ты имеешь знаний, тем меньше времени потребуется для достижения цели» Поэтому мы и создавали рабочую тетрадь, которая поможет оценить ваши знания
В данную тетрадь вошли задания тренировочного характера по темам: применение отрицательных чисел, координатная прямая и координатная плоскость, сравнение, сложение, вычитание, умножение и деление положительных и отрицательных чисел, решение уравнений. Мы вам предлагаем одно из заданий в игровой форме, так как считаем, что от игры к знаниям - один шаг.
Задание «ЦЕПОЧКА» (см приложение) Листы с заданием лежат на столе и на экране. Двигаясь по стрелкам, выполните действия. В результате ответ получается таким, как первое число.
Вывод: Гипотеза опровергнута. Отрицательные числа важны, значимы и необходимы.
Физкультминутка
«Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие». Необходимо помнить всегда, что купить здоровье нельзя, его можно сохранить постоянной заботой о нем. Наша главная задача – беречь своё здоровье.
Вспомним:
Интерактивный тренажер
Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашей работы, подведите итоги в своих оценочных листах.
Итог урока
- Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет,
Вам от души желаю я
Друзья, всего хорошего,
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недёшево.
С. Маршак
- Здоровья вам и успехов во всём.
Чему вы сегодня научились? …
Помни всегда
Что без труда
В учебе побед не добиться
Домой. Составить лото из 9 примеров. Решить их. Нарисовать картинку.
Написать в нужных квадратиках ответы. Разрезать картинку. Все сложить в конверт .
Спасибо за урок.
Музыка
Рефлексия.
И уходя из класса я прошу вас оценить урок, прикрепив к доске «сердечко» - если урок вам понравился и вам все было понятно, «молнию» - если у вас остались какие-то вопросы и «круг» - если вам ничего не понравилось на уроке
- Спасибо всем за урок. Молодцы!
1