Константиновская специализированная
общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней №6
с углубленным изучением отдельных предметов
Урок развития речевой деятельности
по литературе в 5 классе на тему
«Устный рассказ о литературном герое»
(по сказке Джозефа Редьярда Киплинга «Маугли»)
Разработка урока
учителя русского языка и литературы
Пызиной Ирины Александровны
Константиновка, 2017
Проблема, над которой работает школа: Формирование позитивного имиджа учебного заведения путем повышения качественного уровня предоставляемых им образовательных услуг.
Проблема, над которой работает учитель: Формирование духовного мира личности средствами русского языка и литературы.
Тема: Урок развития речевой деятельности. Устный рассказ о литературном герое (по сказке Джозефа Редьярда Киплинга «Маугли»).
Цели:
- обучающая: продолжить формирование понятия о литературном герое;
- развивающая: развивать связную речь учащихся, умения анализировать и систематизировать прочитанное, делать собственные выводы и умозаключения; характеризовать литературного героя, определяя мотивы его поведения;
- воспитательная: способствовать формированию позитивного отношения к окружающему миру (природе, животным), воспитанию чувства ответственности за все, что нас окружает, дружбы и толерантности.
Тип урока: развития речевой деятельности.
Вид урока: практикум.
Оборудование: учебник; фрагмент мультфильма «Маугли» (1973г., реж. Роман Давыдов); выставка иллюстраций к книге; записи на доске: пословицы, ответы «Литературного диктанта» для взаимопроверки, схема и образец сенкана, домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности: просмотр фрагмента мультфильма «Маугли» (1973г., реж. Роман Давыдов).
2. Сообщение темы урока, целей, задач, прогнозируемых результатов.
3. Актуализация опорных знаний:
- «Литературный диктант» - взаимопроверка;
- «Литературная викторина» - коллективное определение самых активных участников викторины.
4. Мотивация учебной деятельности: (зачитываются пословицы)
Не та мать, что родила, а та, что воспитала.
Друг за друга стой, выиграешь бой.
Без терпения нет учения.
- Какое отношения эти пословицы имеют к образу Маугли? (Помогают рассказать о нем.)
- Каким вы видите Маугли на иллюстрациях к произведению?
5. Изучение нового материала:
- Составление плана рассказа о Маугли (на основе ранее предложенной стандартной схемы-плана);
- Лексическая работа: благородство – способность совершать любые поступки, в основе которых лежит добро, поступки на благо других
( хорошее воспитание, чувство ответственности, умение помогать и прощать, самоотверженность, честность, великодушие, снисходительность);
- Коллективное составление рассказа о литературном герое (прием «Я – ты – следующий», обязательное цитирование фрагментов произведения).
Вывод (предположительный): Маугли – повелитель джунглей, потому что он человек, более мудр и умеет пользоваться огнем. Он хозяин всего тропического леса: смелый, храбрый, отважный, решительный, ловкий, мудрый, умный, справедливый, благородный. Но голос крови вынуждает героя покинуть джунгли и вернуться к людям.
6. Обобщение и систематизация изученного, рефлексия: составление сенкана «Маугли».
7. Итог урока: «Маугли» - сказка, произведение о природе и животных, и на нас, людях, лежит ответственность за их судьбу и за судьбу всего окружающего мира. Мы должны понимать природу, любить и беречь ее, ведь мы с вами ее частичка.
8. Сообщение домашнего задания и рекомендаций к его выполнению: повторить понятие о литературном герое, план рассказа о литературном герое; по выбору: составить устный рассказ или сенкан об одном из друзей Маугли, нарисовать иллюстрацию к сказке Киплинга «Маугли».
Литературный диктант
1.Назовите имя шакала, которого не любили в джунглях.
2.Кто наводил страх на всех жителей джунглей?
3.Мудрый медведь, который учил волчат.
4.Хитрая и мудрая пантера, которую побаивались жители джунглей.
5.Назовите имя матери волчицы.
6.Назовите вожака Волчьего Племени.
7.Что означает имя Маугли?
8.Что называли в джунглях Красным Цветком?
9.Как пантера обращалась к Маугли?
10.Как называлась стая волков, принявшая Маугли?
11.Укажите географическое название места описываемых событий.
12.Как мать прозвала Шер-Хана?
(1 – Табаки, 2 – Шер-Хан, 3 – Балу, 4 – Багира, 5 – Ракша (Демон), 6 – Акела, 7 – Лягушонок, 8 – Огонь, 9 – Маленький Брат, 10 – Сионийская, 11 – Индия, 12 – Лангри (Хромой).)
Литературная викторина
1.Сколько лет было Маугли, когда он попал в джунгли? (3 года.)
2.Почему он остался один среди джунглей? (Его потеряли родители, когда убегали от Шер-Хана.)
3.Сколько волчат было у Отца Волка и Матери Волчицы? (Четверо.)
4.Кто заступился за Маугли, чтобы его оставили в стае? (Балу и Багира.)
5.Как назывались правила, по которым жили обитатели джунглей? (Закон Джунглей.)
6.Каковы заветные слова жителей джунглей? («Мы с вами одной крови, вы и я».)
7.Чем занимался медведь Балу? (Обучал волчат Законам Джунглей.)
8.Кто похитил Маугли? (Обезьяны.)
9.Кто спас Маугли от обезьян? (Каа.)
10.За что волки недолюбливали Маугли? (За то, что он укротил Красный Цветок – огонь.)
11.Как расправились с Шер-Ханом? (Стадо буйволов окружило его с двух сторон и растоптало.)
12.Чем закончилась сказка? (Маугли ушел к людям.)
Схема-план рассказа о литературном герое
- Кто такой герой?
- Его происхождение, воспитание, образование.
- Черты характера героя.
- Наиболее яркие поступки героя.
- Речь героя.
- Взаимоотношения героя с другими действующими лицами.
- Кто и как оказал наибольшее влияние на героя?
- Отношение автора к своему герою. (Прямое или косвенное.)
- Твое (т. е. читателя) отношение к данному герою.
Сенкан – нерифмованный стих; восточный стиль написания стихов.
Структура сенкана:
1 строка – слово или словосочетание, о котором пишется сенкан.
2 строка – 2 определения, характеризующие предмет описания.
3 строка – 3 глагола, относящиеся к тому, о ком или о чем пишется.
4 строка – предложение из 4 слов, относящееся к 1 строке.
5 строка – одно слово, выражающее суть того, о чем пишется, или его синоним.
Примеры:
Апельсин.
Оранжевый, сочный.
Пахнет, волнует, дразнит.
Вызывает желание скушать поскорее.
Африка.
Маугли.
Смелый, благородный.
Растет, учится, помогает.
Маугли стал властелином Джунглей.
Победитель.
Использованные иллюстрации