Урок розвитку мовлення з літератури "Усна розповідь про літературного героя"

Про матеріал
Урок розвитку мовленнєвої діяльності з літератури за казкою Дж. Р. Кіплінга "Мауглі" для формування вмінь та навичок складати розповідь про літературного героя
Перегляд файлу

 

Константиновская специализированная

общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней №6

с углубленным изучением отдельных предметов

 

 

 

 

 

Урок развития речевой деятельности

по литературе в 5 классе на тему

«Устный рассказ о литературном герое»

(по сказке Джозефа Редьярда Киплинга «Маугли»)

 

 

 

Разработка урока

учителя русского языка и литературы

Пызиной Ирины Александровны

 

 

 

 

Константиновка, 2017

Проблема, над которой работает школа: Формирование позитивного имиджа учебного заведения путем повышения качественного уровня предоставляемых им образовательных услуг.

Проблема, над которой работает учитель: Формирование духовного мира личности средствами русского языка и литературы.

Тема: Урок развития речевой деятельности. Устный рассказ о литературном герое (по сказке Джозефа Редьярда Киплинга «Маугли»).

Цели:

- обучающая: продолжить формирование понятия о литературном герое;

- развивающая: развивать связную речь учащихся, умения анализировать и систематизировать прочитанное, делать собственные выводы и умозаключения; характеризовать литературного героя, определяя мотивы его поведения;

- воспитательная: способствовать формированию позитивного отношения к окружающему миру (природе, животным), воспитанию чувства ответственности за все, что нас окружает, дружбы и толерантности.

Тип урока: развития речевой деятельности.

Вид урока: практикум.

Оборудование: учебник; фрагмент мультфильма «Маугли» (1973г., реж. Роман Давыдов); выставка иллюстраций к книге; записи на доске: пословицы, ответы «Литературного диктанта» для взаимопроверки, схема и образец сенкана, домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности: просмотр фрагмента мультфильма «Маугли» (1973г., реж. Роман Давыдов).

 

2. Сообщение темы урока, целей, задач, прогнозируемых результатов.

 

3. Актуализация опорных знаний:

 - «Литературный диктант» - взаимопроверка;

 - «Литературная викторина» - коллективное определение самых активных участников викторины.

 

4. Мотивация учебной деятельности: (зачитываются пословицы)

Не та мать, что родила, а та, что воспитала.

Друг за друга стой, выиграешь бой.

Без терпения нет учения.

- Какое отношения эти пословицы имеют к образу Маугли? (Помогают рассказать о нем.)

- Каким вы видите Маугли на иллюстрациях к произведению?

 

5. Изучение нового материала:

- Составление плана рассказа о Маугли (на основе ранее предложенной стандартной схемы-плана);

- Лексическая работа: благородство – способность совершать любые поступки, в основе которых лежит добро, поступки на благо других

( хорошее воспитание, чувство ответственности, умение помогать и прощать, самоотверженность, честность, великодушие, снисходительность);

- Коллективное составление рассказа о литературном герое (прием «Я – ты – следующий», обязательное цитирование фрагментов произведения).

Вывод (предположительный): Маугли – повелитель джунглей, потому что он человек, более мудр и умеет пользоваться огнем. Он хозяин всего тропического леса: смелый, храбрый, отважный, решительный, ловкий, мудрый, умный, справедливый, благородный. Но голос крови вынуждает героя покинуть джунгли и вернуться к людям.

 

6. Обобщение и систематизация изученного, рефлексия: составление сенкана «Маугли».

 

7. Итог урока: «Маугли» - сказка, произведение о природе и животных, и на нас, людях, лежит ответственность за их судьбу и за судьбу всего окружающего мира. Мы должны понимать природу, любить и беречь ее, ведь мы с вами ее частичка.

 

8. Сообщение домашнего задания и рекомендаций к его выполнению: повторить понятие о литературном герое, план рассказа о литературном герое; по выбору: составить устный рассказ или сенкан об одном из друзей Маугли, нарисовать иллюстрацию к сказке Киплинга «Маугли».

 

 

 

 

 

 

Литературный диктант

 

1.Назовите имя шакала, которого не любили в джунглях.

2.Кто наводил страх на всех жителей джунглей?

3.Мудрый медведь, который учил волчат.

4.Хитрая и мудрая пантера, которую побаивались жители джунглей.

5.Назовите имя матери волчицы.

6.Назовите вожака Волчьего Племени.

7.Что означает имя Маугли?

8.Что называли в джунглях Красным Цветком?

9.Как пантера обращалась к Маугли?

10.Как называлась стая волков, принявшая Маугли?

11.Укажите географическое название места описываемых событий.

12.Как мать прозвала Шер-Хана?

(1 – Табаки, 2 – Шер-Хан, 3 – Балу, 4 – Багира, 5 – Ракша (Демон), 6 – Акела, 7 – Лягушонок, 8 – Огонь, 9 – Маленький Брат, 10 – Сионийская, 11 – Индия, 12 – Лангри (Хромой).)

 

Литературная викторина

 

1.Сколько лет было Маугли, когда он попал в джунгли? (3 года.)

2.Почему он остался один среди джунглей? (Его потеряли родители, когда убегали от Шер-Хана.)

3.Сколько волчат было у Отца Волка и Матери Волчицы? (Четверо.)

4.Кто заступился за Маугли, чтобы его оставили в стае? (Балу и Багира.)

5.Как назывались правила, по которым жили обитатели джунглей? (Закон Джунглей.)

6.Каковы заветные слова жителей джунглей? («Мы с вами одной крови, вы и я».)

7.Чем занимался медведь Балу? (Обучал волчат Законам Джунглей.)

8.Кто похитил Маугли? (Обезьяны.)

9.Кто спас Маугли от обезьян? (Каа.)

10.За что волки недолюбливали Маугли? (За то, что он укротил Красный Цветок – огонь.)

11.Как расправились с Шер-Ханом? (Стадо буйволов окружило его с двух сторон и растоптало.)

12.Чем закончилась сказка? (Маугли ушел к людям.)

 

Схема-план рассказа о литературном герое

 

- Кто такой герой?

- Его происхождение, воспитание, образование.

- Черты характера героя.

- Наиболее яркие поступки героя.

- Речь героя.

- Взаимоотношения героя с другими действующими лицами.

- Кто и как оказал наибольшее влияние на героя?

- Отношение автора к своему герою. (Прямое или косвенное.)

- Твое (т. е. читателя) отношение к данному герою.

 

 

 

Сенкан – нерифмованный стих; восточный стиль написания стихов.

 

Структура сенкана:

1 строка – слово или словосочетание, о котором пишется сенкан.

2 строка – 2 определения, характеризующие предмет описания.

3 строка – 3 глагола, относящиеся к тому, о ком или о чем пишется.

4 строка – предложение из 4 слов, относящееся к 1 строке.

5 строка – одно слово, выражающее суть того, о чем пишется, или его синоним.

 

Примеры:

Апельсин.

Оранжевый, сочный.

Пахнет, волнует, дразнит.

Вызывает желание скушать поскорее.

Африка.

Маугли.

Смелый, благородный.

Растет, учится, помогает.

Маугли стал властелином Джунглей.

Победитель.

 

 

 

Использованные иллюстрации

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
25 жовтня
Переглядів
42
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку