Тема: Виды предложений по цели высказывания.
Цель: познакомить с видами предложений по цели высказывания, учить составлять и находить в тексте предложения разные по цели высказывания; развивать умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы, развивать речь; воспитывать умение работать в группе, аккуратность, старательность.
Оборудование: предметные картинки словарных слов, карточки для групповой работы, ребус.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Актуализация опорных знаний
1. Каллиграфическая минутка
Наш урок мы как всегда начинаем с каллиграфической минутки. А какую букву мы будем писать, вы узнаете, когда отгадаете ребус.
Какай первый звук в слове? Какой это звук гласный или согласный? Что интересного вы знаете об этом звуке? На письме звук ч обозначается буквой Чч. Пропишите целую строку буквы Чч.
Какие правила с этой буквой вы знаете? Запишите словосочетание ча два раза, чу, чк, чн, нч.
2. Словарная работа
Ну, а мы переходим к следующему виду нашей деятельности словарная работа. Приготовьтесь к написанию словарного диктанта. Карандаш, тетрадь, черный, дневник. Обменяйтесь тетрадями, сделайте проверку, над каждым правильно написанным словом поставьте +. Какое слово лишнее? Почему? Давайте сделаем звукобуквенный анализ этого слова. Давайте составим предложение с этим словом, но, для начала, вспомните, что такое предложение.
Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами, а с какими именно, вы узнаете, когда отгадаете загадки.
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -...
Мы пошли купить продукты:
Молоко, сметану, фрукты.
На кассу все несем в корзине.
Мы в продуктовом...
Произнесите это слово. Написание, какой буквы, вызывает у вас сомнение. Как же узнать какаю букву е или и писать? Запишите это слово два раза у себя в тетради. Составьте предложение с этими словами.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжаем работать над темой предложение и узнаем, какие бывают предложение по цели высказывания.
3. Изучение нового материала.
1. Первичное восприятие нового материала.
Послушайте разговор двух друзей.
- Кузнечик, унеси меня домой.
- А где ты живешь?
- В муравейнике.
Сколько героев участвуют в разговоре? Кто они ? Как называется разговор двух участников?. Прочитайте первое предложение. С какой просьбой муравей обратился к кузнечику? Предложение в котором содержится просьба, приказ, то есть побуждение к действию- называется побудительным. В конце таких предложений ставится точка или знак восклицания.
Прочитайте второе предложение . Что хотел узнать кузнечик? Это предложение содержит вопрос. В конце такого предложения ставим знак ?.
Что узнали из третьего предложения. Предложение, в котором о чем- то рассказывается, сообщается наз-тся повествовательным.
2. Работа с правилом с 92.
Как же называется предложение, в котором о чем-то рассказывается? Спрашивается? Просится?
3. Первичное закрепление
1. Составление предложений разных по цели высказывания по картинка.
2. Ирга « Правильно отвечай»
1 Группа- повествовательные. 2 группа- вопросительные. 3 группа- побудительные.
Мама купила хлеб? Папу, подари мне машинку. Ты выучил правило?
4. Обобщение и закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику Упр. 12
Прочитайте сначала повествовательные , вопросительные , побудительные предложения. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
2. Работа в группах.
Прочитайте предложения , поставьте необходимый знак в конце предложения. Определите тип предложения по цели высказывания и соедините стрелочкой с нужным облаком.
1. группа прочитайте повествовательные, 2 побудительные, 3 вопросительные.
5. Итог урока.
Что нового узнали? А зачем вам знать какие виды предложения бывают по цели высказывания?