Урока русского языка для 2 класса «Имя существительное. Ознакомление»

Про матеріал
Цель: познакомить учащихся с новой частью речи - имя существительное. Задачи: Образовательная: определять имена существительные, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение. Развивающая: развивать навыки грамотного письма, умение аргументировать свой ответ. Воспитывающая: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.
Перегляд файлу

Урока русского языка для 2 класса «Имя существительное. Ознакомление»

Тема: «Имя существительное. Ознакомление»

Цель: познакомить учащихся с новой частью речи - имя существительное.

Задачи:

Образовательная: определять имена существительные, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение.

Развивающая: развивать навыки грамотного письма, умение аргументировать свой ответ.

Воспитывающая: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.

Ход урока.

Организационный момент.

1.1 Мотивация к учебной деятельности

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение-старание-результат.

- Что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха?

- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.

2. Актуализация опорных знаний

2. 1. Вводная беседа.

Кто такой детектив?

Какими качествами должен обладать хороший детектив?

(иметь зоркий глаз; уметь слушать и слышать; быть внимательным).

- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться так: (вывешивается табличка)

ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО

- Интересно, кто станет лучшим сыщиком?

 

 

2. 2. Чистописание.

Работа со скороговоркой (письмо по памяти; определение однокоренных слов)

Каждый хороший детектив ведет журнал, в котором записывает, как проходит расследование. Мы тоже будем вести такой журнал. Откройте тетради и запишите число.

- Дети, у нас на доске записаны слоги, вам нужно переставить их местами чтобы получить слово!

На, во, ро

Послушайте скороговорку и повторите её:

Проворонила ворона воронёнка.

- Какой звук произносится звонче других? (р)

- Что вы знаете про этот звук? (Звонкий, непарный согласный)

- Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания. (Р, р)

- Пропишем заглавную и строчную буквы Р в соединении.

- Ещё раз повторим скороговорку. Сейчас вы по памяти запишите эту скороговорку в тетрадь, (проверка предложения на доске)

- Найдите грамматическую основу предложения. (Один ученик выходит к доске и выполняет задание, остальные дети пишут в тетрадях)

- Ребята, скажите, чем интересны слова в этом предложении? (похожи)

- Как называются слова в которых есть общая часть? (однокоренные)

Выделите корень в этих словах (ворон)

Вы успешно справились с заданием и теперь все зачислены в детективное агентство.

III Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: потерялась часть речи. Что будем делать? (Собирать информацию.)

Какие у вас возникли вопросы?

IV Изучение нового материала.

1. Составление фоторобота (работа в тетрадях и на доске).

На центральной части доски вывешивается табличка ФОТОРОБОТ

- Прочитайте эти слова и разделите их на две группы. Запись в тетрадь.

По какому признаку разделили слова?

Учитель, торт, медведь, дерево, кот, лиса, книга, жук.

Вывод: Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(кого? кому? кем? о ком?).

Слова, которые называют все остальные предметы, отвечают на вопрос что? (чего? чему? чем? о чём?)

Слова, которые вы записали, называются именами существительными.

2. Проблемный вопрос: Что обозначают имена существительные?

Я на сумочку похож, То я в клетку, то в линейку.
Ручки ты в меня кладешь Написать по ним сумей-ка!
Школьник, ты меня узнал? Можешь и нарисовать...
Ну, конечно, я -... (пенал) 1б Что такое я? — ... (тетрадь) 4б

По черному белым. Что любят дети больше всего в школе?

Пишут то и дело. (доска и мел) 2б 1б (перемена) – 5 б

Линию прямую, ну-ка, До чего же, скучно, братцы,
Сам нарисовать сумей-ка! На чужой спине кататься

Это сложная наука! Дал мне кто бы пару ног,
Пригодится здесь... (линейка) - 4б Чтобы сам я бегать мог!

(ранец, портфель) – 4 б

-Что же обозначает имя существительное?

Люблю я очень называть

В грамматике предметы

И на вопросы отвечать,

Ведь я сама – ответы!

Вопросы эти – «что?» и «кто?»

Без них не может жить никто!

А кто на них даёт ответ,

Тот называет вам предмет.

Вывод: имя существительное обозначает предмет.

- Что обозначают? Предмет. Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? Может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами.

Мини – вывод совместно с учителем

У вас у каждого на столе лежат карточки зелёного цвета, на которых записано по одному слову. Ваша задача определить на какой вопрос отвечает слово

Слова: море, рыба, якорь, моряк, кит, рак, волна, берег, осьминог, акула, мачта, штурвал.

Разделите слова на слоги и поставьте в них ударение.

5. Физкультминутка. Игра «Внимательный детектив».

Дети по команде учителя изображают животных:

Зайчики! (Скачут.)

Раки! (Отходят назад.)

Лошадки! (Топают ногами.)

Птицы! (Машут руками.)

Цапли! (Стоят на одной ноге.)

Человек! (По этой команде дети садятся на места.)

V.Итог урока

- Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части речи?

- На какие вопросы она отвечает?

5.1 Игра « Кто? Что?»

( Кит, снег, луна, кошка, зима, парта, хлеб, трава, комбайнер, огурец, девочка, практикант, учитель, доктор, весна, сосулька)

 

 

docx
Додав(-ла)
Зубенко Тамара
Додано
17 березня
Переглядів
105
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку