(открытый урок по русскому языку)
Тема. Глагол как часть речи. Повторение изученного о глаголе.
Цель. Актуализировать понятие «глагол как часть речи». Создать условия для реализации языковых компетентностей. Совершенствовать навыки работы в группе. Развивать умение оценивать свою работу. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями для групповой работы, карточки с заданиями для самостоятельной работы, таблица самооценки.
Учитель 1 категории - Морозова А.Б.
г. Запорожье
ЗНВК № 41
2018 г.
Ход урока
- Здравствуйте, дети! Что за сонные, грустные лица я вижу в нашем классе?
С таким настроением нельзя начинать урок. Нам срочно нужно взбодриться.
- Наталья Владимировна, пригласите Котофея.
- Дети, вы можете размяться вместе с ним.
- Вижу улыбки. Понравился Котофей?
- Настроение хорошее?
- У меня тоже. Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями. Поздоровайтесь с ними. Присаживайтесь.
- Начнём урок с вопроса, который вы часто слышите от взрослых. Зачем вы ходите в школу?
(ответы детей: общаться, учиться, ...)
- Я - учитель, поэтому из всех ответов выбираю слово «учиться».
- Учатся только у учителей? (нет)
- У кого ещё мы можем учиться? (у родителей, друг у друга...)
- А у детей взрослые могут чему то научиться? (да)
- Как вы думаете, люди учатся только у людей? (нет)
- Котофей - кот. У кого дома есть кот или кошка? У меня тоже. Чему мы можем у них научиться? ( нежности, аккуратности, игривости, ...) А у Котофея? (танцевать, оптимизму)
- А у какого насекомого мы можем научиться трудолюбию?
- Жизнь какого насекомого связана с цветами? ( на доске изображение пчелы)
- Дети, что вы знаете о пчёлах? ( на доске изображение пчелы)
1 ученик Пчёлы - это насекомые. На Земле живут более 20 000 видов пчёл.
2 ученик Существует наука, изучающая пчёл. Она называется - апиология.
3 ученик Пчёлы живут семьями.
4 ученик Они питаются нектаром.
5 ученик Пчёлы дают нам мёд.
- После зимнего сна наша пчёлка голодная. Накормим её?
- Для этого нам надо, чтобы на дереве распустились цветы.
( на доске таблица самооценки)
- Дети, кто сделал дерево и цветы? ( мы на уроке труда)
- На нём уже распустились листочки. А цветы распустятся после того как мы выполним все задания. В конце урока у нас будет самостоятельная работа, вы сами оцените её. Кто выполнит работу без ошибок, прикрепит красный цветок. У кого будет от 1 до 3 ошибок - синий цветок. А 4 и более ошибок - белый цветок. Чем больше красных цветов будет на дереве, тем больше нектара получит пчела, тем лучше вы усвоили учебный материал. Всем понятно?
- В народе говорят «Трудолюбив как пчела». Потрудимся и мы.
1задание
- Назовите первый звук слова «пчела». Охарактеризуйте его. Какой буквой обозначаем его на письме?
- Напишите П п
2 задание
- Какую большую тему по русскому языку мы изучаем? (части речи)
( на доске формируем цветок)
- Запишите слово «пчела»
- «Пчела», какая часть речи?
- Пчела какая ? (..., ...)
- У пчелы сколько лапок?
- Шесть, какая часть речи?
- Каким словом в тексте мы можем заменить слово «пчела»?
- «Она», какая часть речи?
3 задание
- Прочитайте загадку.
- Якою мовою записана загадка?
Весь день працює, літає
Нектар для меду збирає.
- Хто це?
- Назвіть слова, які допомогли відгадати загадку.
- Перекладіть рос. мовою.
- Какая это часть речи? А українською мовою?
- Сформулируйте тему урока.
- «Опять глагол!»- скажите вы.
- «А всё ли вы знаете о глаголе?»-спрошу вас я.
- Чтобы ответить на этот вопрос, разделимся на группы.
(деление на группы по цветам: красный, синий, белый)
- Повторим правила работы в группе.
4 задание (работа в группе)
А) часть слова б) часть речи
А) кто? Что? Б) сколько? Который? В) что делать? Что сделать?
А) признак предмета б) действие предмета в) название предмета
А) числам б) падежам в) временам
А) настоящем времени б) прошедшем времени в) будущем времени
А) второстепенным членом предложения
Б) главным членом предложения
7) Соберите пословицу. Объясните её значение. (у каждой группы своя пословица)
! Вывод
- Мы все формы заполнили? Всё ли мы знаем о глаголе?
- Значит, продолжим изучать эту часть речи.
- Каждая группа за выполненную работу получает часть текста.
Никто (не)знает, когда люди (при)ручили первых медоносных пчёл. Но уже три тысячи лет назад египтяне разв(е/и)вали пчеловодство.
1 группа
(1 ученик читает)
- Что нового вы узнали о пчёлах?
- Объясните лексическое значение слова «пчеловодство».
- Кто знает сколько в мире видов медоносных пчёл? (7)
- Объясните правописание глаголов.
(2 часть текста)
Пчёлы ж(ы/и)вут семьями. Дикие пчёлы селя(тся/ться) в дуплах. Домашним пчёлам люди мастерят ульи.
(работа с текстом)
- Как вы думаете, сколько пчёл в семье?( в период медосбора - 70-80 тыс., а после голодной зимы не более 10-30 тыс.)
(3 часть текста)
Пчёлы дают людям ценные продукты: мёд, воск, пчелиное молочко. Для получения столовой ложки мёда, пчела (о/а)блетает сотни тысяч цветов и пролетает тысячи километров.
(работа с текстом)
- Ребята, мы хорошо потрудились, пришло время отдохнуть.
- Заряд бодрости получили, приступаем к проверке ваших знаний о глаголе.
- На выполнение работы у вас ... мин
а) самостоятельная часть речи б) служебная часть речи
Мёд всегда был дорогим продуктом. В нём содержатся почти все витамины. В древнем Египте и Риме мёд заменял деньги.
А) 3 б) 4 в) 2
Был -
Содержатся -
Заменит -
А) мёд хранит..ся б) мёду надо хранит..ся
(не)смотреть, испеч.., (не)навидеть, трудиш..ся
(какая?) пчела весь день (что делает?) нектар.
- Выполнив с/р, что нового узнали о пчёлах?
- Знаете ли вы , что больше всего мёда производится в Китае, а самый дорогой мёд в Израиле.
- Оцените свою работу, выбрав цветок (без ошибок - красный, 1-3 ошибки - синий, 4 и более ошибок - белый)
- Прикрепите свой цветок на дерево. Подведём итог. Сегодня на уроке мы не учили новых понятий о глаголе. Неужели мы зря трудились? Какие учебные задачи мы выполнили на уроке? (Повторили ..., закрепили ..., проверили...)
- А что нового мы узнали? ( о пчёлах)
- Где люди используют продукты, которые дают пчёлы?( в кулинарии, медицине, косметологии)
- В народе говорят: « Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Поэтому мы учимся не только в школе, но и дома. Запишите д/з
Стр. 132, упр. 228
Спасибо за работу!