Тема: Система образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цели:
образовательная – обобщить полученные знания по пройденной теме, систематизация изученного материала.
развивающая – развитие способности анализировать, обобщать факты, делать выводы, доказывать верность своего мнения.
воспитательная – воспитывать уважительное отношение к литературе, а также вызвать интерес к творческой деятельности.
оборудование: таблица, иллюстрации к роману, портрет М. Булгакова, роман «Мастер и Маргарита», памятка «Как вести дискуссию», лист оценивания.
Ход урока:
І. Организационный момент, приветствие, работа с эпиграфом.
Если человек целый день бросает
в цель копье, он когда-нибудь да попадет.
Древнеримский оратор, политический деятель, философ Цицерон
1. Мотивация. Из всех писателей 20-х — 30-х гг. XXвека, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых — «Мастер и Маргарита». Далеко не все способны осмыслить «Мастера и Маргариту» в том идеологическом и философском ключе, который предлагает автор. При подготовке к написанию романа Булгаков много читал: Библию, русскую и зарубежную классику, «Жизнь Иисуса» Э.Ренана, «Жизнь Иисуса Христа» Ф.Фаррара, «Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и судья Иисуса из Назарета» А.Мюллера, «Жизнь Иисуса» Д.Штрауса, словарь Брокгауза и Эфрона, работы по демонологии, изучал работы художников. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия произведения в том, что "Мастера и Маргариту" перечитывают и юные. Дело в том, вероятно, что молодежь привлекает фантастичность произведения с элементом сказки, и даже если подросток не способен понять сложные истины и глубинный смысл произведения, он воспринимает то, что способно заставить работать воображение и фантазию. М. Булгаков создал многослойный, многоуровневый мир со множеством необычных персонажей, связанных друг с другом в пространстве и во времени едва уловимыми нитями. Исследователями подсчитано, что всего в романе 506 персонажей.
А знаете ли вы, что в сложной структуре романа – чёткая закономерность, раскрываемая через систему образов? Давайте попробуем эту систему постичь, ещё раз прикоснувшись с героями великого произведения.
2. Упражнение «Ожидания»
3. Учитель: Какие 3 основных мира созданы автором? (древний ершалаимский, московский современный, вечный потусторонний). Многие персонажи московского мира имеют двойников в мире древнем. В свою очередь, наблюдается параллелизм между образами потустороннего мира и мира древнего, а отчасти и московского; более того, созданы триады образов.
Наша с вами задача: увидеть закономерности в системе образов романа, заполнив таблицу, расположив героев по принадлежности к разным мирам и рассмотрев их связь между собой, развивать речь, навыки анализа поступков героев, прививать вам умение критически ко всему относиться, всегда иметь свою точку зрения и быть толерантными.
|
|
Современный московский мир |
Древний ершалаимский мир |
Потусторонний мир |
1 |
Правители |
Стравинский |
Пилат |
Воланд |
2 |
Носители истины |
Мастер |
Иешуа |
Маргарита |
3 |
Доносчики |
Алоизий Могарыч |
Иуда |
Барон Майгель |
4 |
Первые помощники правителей |
Фельдшерица |
Афраний |
Коровьев |
5 |
Палачи |
Арчибальд |
Марк Крысобой |
Азазелло |
6 |
Животные |
Тузбубен |
Банга |
Кот Бегемот |
7 |
Служанки |
Наташа |
Низа |
Гелла |
Итак, я вызываю первую и наиболее значимую триаду.
О ком идёт речь?
Карточка №1
Учитель: Докажите, что этих героев можно объединить.
Аргументы:
- О ком речь? Карточка №2
- Кто же они? Какую функцию выполняют эти персонажи в произведении? Чем схожи? (Выполняют функции палача, хотя Арчибальд Арчибальдович - только в воображении рассказчика, когда превращается из директора ресторана в пирата).
Аргументы:
Учитель: Будем надеяться, что нам с вами не придётся в жизни сталкиваться с представителями такой страшной профессии.
Мы разобрали с вами две триады и переходим к третьей, очень своеобразной, состоящей из животных. Они необычно представлены в произведении.
- Вспомним, какие животные присутствуют в романе, наделённые человеческими качествами?
(Банга - любимый пёс П. Пилата, единственное существо, понимающее и сочувствующее ему; Бегемот - любимый шут Воланда, в котором сочетается говорливость и шаловливость; Тузбубен – милицейский пёс).
- Следующая триада содержит в себе глубокую мысль: подлинное зло отражено в романе не Сатаной, а тремя обычными людьми, совершившим предательство.
Карточка №3
Догадались ли вы, какие герои вышли на сцену? Почему вы так решили?
Аргументы:
Вывод: современный мир Сатана исправить не в силах, это могут попытаться сделать только сами люди, в которых Воланд лишь обнажает существующие пороки.
Следующая триада: М. Булгаков умышленно не описывает внешности этих людей, дабы подчеркнуть тем самым, что людей такого сорта объединяют не портретные черты, а низменность поступков. Это женские образы, которые помогают палачам либо нечистой силе запугать некоторых героев или даже помочь убить. Кто они?
(Низа – агент Афрания, заманивает Иуду в Гефсиманский сад, где он погибает, Наташа – домработница Маргариты, преданная ей настолько, что согласилась даже сопровождать свою хозяйку на бал к Сатане, Гелла – служанка и агент Воланда («расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела оказать»), заманивает на Бал Майгеля, чуть не губит Римского, Варенуху).
Вывод: Дамы преданы своим господам, главным их оружием являются женские чары, этим оружием они владеют в совершенстве и эффективно используют.
Карточка №5
- Разумеется, венчают эту таблицу главные герои.
Как вы думаете, что для них главное в жизни? (Мастер – творчество, Маргарита – любовь, Иешуа - истина).
- Что роднит Мастера с Иешуа?
Аргументы:
1. Верность убеждениям, неумение скрывать правду, внутреннюю независимость. Подобно бродячему философу, Мастер чутко откликается на человеческие страдания, боль: « …Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности мне ненавистен громкий крик, будь то крик страданий, ярости или иной какой-нибудь крик».
2.Общность судеб Мастера и героя проецируется и в бездомности.
3. Иешуа совершает нравственный подвиг, даже перед лицом мучительной смерти оставаясь твёрдым в своей проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Автор романа о П. Пилате совершает подвиг творческий. Но в отличие от Иешуа, Мастера перенесённые страдания сломили, заставили отказаться от творчества, сжечь рукопись.
4. Они оба имеют учеников: Иешуа – Левия Матвея, Мастер – Ивана Бездомного. Ученики жалки, слабы и непоследовательны. Не способны пройти путь учителя как в нравственном, так и в духовной плане. Бездомный – не так талантлив, Л. Матвей – не твёрд в своей вере.
5. Мастер обретает бытие после смерти за подвиг свободной творческой воли, Маргарита – за свою любовь.
Итак, благодаря этой таблице, нам с вами сегодня удалось сделать чуть понятнее систему образов романа «Мастер и Маргарита».
4. Поработаем в группах. У каждой группы своё задание, касающееся главных образов: Мастера, Маргариты, Воланда, Пилата, Иешуа, которых вам необходимо представить: прототип (если есть), черты героя.
1-я группа: Мастер
1. Слово ученика (в роли Мастера):
Я - историк, сделавшийся писателем. Я во многом автобиографический герой. Мой возраст в момент действия романа - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 году. Историк по образованию, я работал в одном из московских музеев. Был женат, но не помню имени своей жены, жил «одиноко, не имея родных и почти не имея знакомых в Москве». Бросил жену, комнату, купил книги, снимаю подвальчик на старом Арбате и пишу роман о Понтии Пилате и Иисусе Христе. Роман принес мне много горя, страданий, но и дал настоящую любовь.
2. Мастер — во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа ("человек примерно тридцати восьми лет" предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова в связи с появлением в печати его произведений. Их сходство еще и в том, что несмотря на литературную травлю они не отказались от своего творчества и продолжали служить настоящему искусству. Мастер создал свой шедевр о Понтии Пилате, "угадал" истину, посвятил жизнь искусству - единственный из московских деятелей культуры, который не стал писать на заказ, о том, "что можно". Вместе с тем у Мастера много и других, самых неожиданных прототипов. Его портрет: "бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос" выдает несомненное сходство с Н. В. Гоголем. Надо сказать, что Булгаков считал его своим главным учителем. И Мастер, как Гоголь, по образованию был историком и сжег рукопись своего романа.
3. Мастер — безымянный главный герой романа. В клинике Стравинского после исчезновения М. остается лишь его кличка: номер сто восемнадцатый из первого корпуса. Прозвище «мастер» дано герою Маргаритой. У героя портретное сходство с Гоголем, их роднит также мотив сожженной рукописи. При этом Мастер — явно автобиографический герой; ему 38 лет — столько же, сколько было самому Булгакову в год начала работы над романом. В клинике Стравинского, пробравшись в палату к Ивану Бездомному, он рассказывает, что некогда, будучи историком по образованию, работал в одном из московских музеев, был женат. Выиграв в лотерею сто тысяч рублей, он бросает службу в музее, нанимает двухкомнатную квартиру в арбатском подвальчике и принимается писать роман о Понтии Пилате. В этот период Мастер встречает Маргариту. Попытки опубликовать роман вызывают травлю со стороны литературных критиков, что приводит его к тяжелому нервному расстройству, потому что он не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество. «Друг» Мастера Алоизий Могарыч, желая занять его комнаты, пишет на него донос. Выйдя из тюрьмы через несколько недель, Мастер сам приходит в клинику Стравинского, причем считает себя неизлечимым. Герой запуган, измучен и морально сломлен, готов отказаться от всей прошлой жизни, в том числе и от Маргариты. По словам Левия Матвея, Мастер «не заслужил света, он заслужил покой». Так как свет – это высшая награда за веру до конца, преданность своим убеждениям, беззаветная любовь и самоотречение, а Мастер отрёкся от борьбы и любви, испугался. Герой обретает покой, забывает обо всем и сам предан забвению. Он остается лишь в памяти Ивана Бездомного, которому ежегодно является во сне в ночь весеннего полнолуния.
2-я группа: Маргарита
1. Мое имя - Маргарита. Я молодая женщина тридцати лет, замужем за «крупным специалистом», муж меня любит и хорошо ко мне относится, он обеспечен, я живу в большом особняке и не нуждаюсь в деньгах. Несмотря на обеспеченную и успешную со стороны жизнь, я не чувствую себя счастливой, бросаю богатого, обеспеченного мужа ради любви к Мастеру, написавшему гениальный роман о Понтии Пилате. Продав душу дьяволу, я спасаю Мастера, и мы обретаем вечный покой.
2. Главным прототипом Маргариты послужила третья жена писателя Елена Сергеевна Шиловская (уход от обеспеченного мужа, любовь, красота). До появления в жизни Михаила Афанасьевича Елены Сергеевны в романе не было ни Мастера, ни Маргариты. Черновые названия романа были следующие: «Консультант с копытом», «Копыто инженера», «Чёрный маг» и другие. Все они были связаны с нечистой силой. Как только в жизни Булгакова появилась Елена Сергеевна и стала его Музой, роман обогатился такими героями, как Мастер и Маргарита В литературном же плане Маргарита восходит к Маргарите "Фауста" И. В. Гёте. Прообразом Маргариты также могла быть Мария Андреева – гражданская жена М. Горького (черноволосая, кудрявая женщина, считалась одной из самых красивых женщин России).
3. Образ этот воспринимается весьма неоднозначно. Маргарита — ведьма, Маргарита вступает в сговор с нечистой силой. Маргарита, мстя за Мастера, разносит в пух и прах квартиру злополучного критика Латунского, Маргарита, обнажённая, принимает чудовищных гостей Воланда на балу у сатаны. И в то же время нет ни малейших сомнений, что Маргарита для Булгакова — то же, что Татьяна для Пушкина, его любимейший женский образ, его женский идеал. Писатель хотел сказать, что если есть главное, если есть любовь и милосердие — то всё остальное совершенно не важно.
Маргарита — идеал женщины прежде всего потому, что она способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь. Она бросает своего мужа, но только тогда, когда понимает, что нужна Мастеру, что он пропадёт без неё. Она вступает в сговор с сатаной, но это для того, чтобы спасти Мастера. Ею движет любовь. И потому она нравственно неуязвима. “Знакомство с Воландом не принесло ей никакого психического ущерба”, в отличие от многих других. Подобно тому, как Иешуа остаётся человеком, даже находясь во власти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и Маргарита, попав в чудовищную компанию висельников, отравителей, мерзавцев всех времён и народов, остаётся человеком: никто из них ей не противен, она старается понять их, сочувствует им.
Когда приходит долгожданный миг и Воланд спрашивает Маргариту о награде, она сначала не просит ни о чём — она гордая, она только благодарит Воланда. Затем она уже готова произнести заветные слова, но тут ей вспомнилась Фрида. И она просит за Фриду. “Она попросила за Фриду вопреки всем возможным соображениям, просто потому, что не могла иначе”. Маргарита умная, гордая, смелая, искренняя, страстная. Ею нельзя не восхищаться.
3-я группа: Воланд
1. Сам Булгаков решительно отрицал, что образ Воланда основан на каком-либо прототипе. По воспоминаниям С. А. Ермолинского, Булгаков говорил: «Не хочу давать поводы любителям разыскивать прототипы. У Воланда никаких прототипов нет». Тем не менее гипотезы о том, что у фигуры Воланда существовал некий реальный прообраз, высказывались неоднократно. Чаще всего в качестве кандидатуры выбирают Сталина; хотя по мнению критика В. Я. Лакшина, «трудно представить себе что-либо более плоское, одномерное, далекое от природы искусства, чем такая трактовка булгаковского романа». А вот по мнению драматурга Эдварда Радзинского, прообразом Воланда является Иосиф Сталин. Он писал: «Нет, недаром Булгаков пишет этот роман — «Мастер и Маргарита». Главным героем этого романа, как известно, является дьявол, действующий под именем Воланд. Но это дьявол особый. Роман открывает эпиграф из Гёте: «…так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Появившись в Москве, Воланд обрушивает всю свою дьявольскую силу на власть имущих, творящих беззаконие. Воланд расправляется и с гонителями великого писателя — Мастера. Под палящим летним солнцем 1937 года, в дни московских процессов, когда другой дьявол уничтожал дьявольскую партию, когда один за другим гибли литературные враги Булгакова, писал Мастер свой роман… Так что нетрудно понять, кто стоял за образом Воланда. По мнению литературоведа Альфреда Баркова, жизненным прототипом Воланда является В.И.Ленин, лично участвовавший в отношениях Марии Андреевой и Максима Горького и использовавший Андрееву для влияния на Горького.
Ещё один напрашивающийся возможный прототип Воланда — Мефистофель Гёте. От этого персонажа Воланд получает имя, некоторые черты характера и множество символов, которые прослеживаются в романе Булгакова (например, шпага и берет, копыто и подкова, некоторые фразы). Символы Мефистофеля присутствуют во всём романе, но они обычно относятся лишь к внешним атрибутам Воланда.
2. Центральный для понимания проблемы добра и зла образ в романе — это, конечно же, образ Воланда. Действительно ли в нём воплощено зло? Зачем автору понадобился сатана и его свита? В обществе, в той Москве, которую изображает писатель, царствуют подлецы и ничтожества, лицемеры и приспособленцы: Никаноры Ивановичи, Алоизии Могарычи, Варенухи и Лиходеевы — они лгут, наушничают, воруют, берут взятки, и до тех пор, пока не сталкиваются с подручными сатаны, им это вполне удаётся. Но вот появляется “нечистая сила”, и все эти мерзавцы вмиг оказываются разоблачёнными и наказанными. Подручные Воланда (как и он сам) всесильны и всезнающи. Любого они видят насквозь, обмануть их невозможно. А ведь подлецы и ничтожества только ложью и живут: ложь — это способ их существования, это воздух, которым они дышат, это их защита и опора, их панцирь и их оружие. Но против “ведомства сатаны” это оружие, столь совершенное в мире людей, оказывается бессильным. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия. Нечистая сила выявляет, вытаскивает на свет Божий всё то гадкое, что есть в людях, и наказывает их, обуздывает зло, но самого добра не создаёт.
4-я группа: Понтий Пилат
1. Я - пятый прокуратор Иудеи - Понтий Пилат, сын короля-звездочёта и красавицы Пилы. Меня грозным, жестоким властителем, свирепым чудовищем. После казни этого полусумасшедшего философа Га-Ноцри я понял, что трусость, несомненно, - это самый страшный порок!
2. Образ Понтия Пилата - самый сложный и, как мне кажется, центральный образ в романе. Поэтому две из четырех ершалаимских глав посвящены именно ему - государственному деятелю, опытному и тонкому политику. Когда-то Пилат был воином, умел ценить мужество и сам не знал страха. Но выслужил высокую должность и переродился. Не за жизнь свою боится прокуратор - ей ничто не угрожает, а за карьеру, когда приходится ему решать, рискнуть ли своей должностью или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, преступление которого по своей сути не заслуживает такого жестокого наказания. Правда, тут не только вина прокуратора, но и его беда. Трусость - вот она, главная беда Понтия Пилата. Прокуратор не хотел зла Иешуа, трусость привела его к жестокости и предательству своей совести. Страх делает хороших и храбрых людей слепым орудием злой воли власти, которой они подчиняются. И как ни обманывает себя Понтий Пилат, как ни старается преувеличить значение своей расправы над Иудой, ему, в конце концов, становится ясно, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими, а главное, запоздалыми действиями. Но совесть мешает ему оправдать себя. Понтий Пилат не может разобраться в себе и выбрать что важнее в его жизни - карьера или он сам, как личность. Прокуратор, к сожалению, выбирает карьеру.
5-я группа: Иешуа
1. Я - Иешуа Га-Ноцри, бродячий философ, сириец, ничего не знаю о своих родителях, у меня нет родных. Я один в мире. Единственный человек, проявивший интерес к моим проповедям, - сборщик податей Левий Матвей, который ходит за мной с пергаментом и непрерывно пишет, но он «неверно записывает». Я никогда не призывал к свержению власти.
2. Иешуа Га-Ноцри проповедует свое учение о добре. Однако его современники не смогли понять и принять эту истину. Иешуа приговорили к позорной смертной казни — распятию на столбе. С точки зрения религиозных деятелей, образ этого человека не вписывается ни в какие христианские каноны. Более того, сам роман был признан «евангелием от сатаны». Однако булгаковский персонаж — образ, включающий в себя религиозные, исторические, этические, философские, психологические и другие черты. Именно поэтому он так сложен для анализа. Безусловно, Булгаков, как человек образованный, прекрасно знал Евангелие, однако он не собирался писать еще один образец духовной литературы. Его произведение глубоко художественно. Поэтому писатель сознательно искажает факты. Иешуа Га-Ноцри переводится, как спаситель из Назарета, тогда как Иисус родился в Вифлееме.
Булгаковский герой — «человек лет двадцати семи», Сыну Божьему было тридцать три года. У Иешуа существует только один ученик Левий Матвей, у Иисуса — 12 апостолов. Иуда в «Мастере и Маргарите» был убит по приказанию Понтия Пилата, в Евангелии он повесился. Подобными несоответствиями автор хочет еще раз подчеркнуть, что Иешуа в произведении, в первую очередь, является человеком, который сумел в самом себе найти психологическую и нравственную опору и быть ей верным до конца своей жизни. Обращая внимание на внешний вид своего героя, он показывает читателям, что красота духовная, куда выше внешней привлекательности: «... был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека было большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью». Это человек не был по-божественному невозмутим. Он, как и обычные люди, был подвержен страху перед Марком Крысобоем или Понтием Пилатом: «Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора». Иешуа не подозревал о своем божественном происхождении, поступая как обычный человек.
Несмотря на то что в романе особое внимание уделяется человеческим качествам главного героя, не забывается и о его божественном происхождении. В конце произведения именно Иешуа олицетворяет ту высшую силу, которая указывает Воланду наградить мастера покоем.
Учитель: Главный герой пришел в этот мир именно с нравственной истиной — любой человек добр. Это выступает истиной всего романа. И с её помощью Булгаков стремится еще раз доказать людям, что Бог существует.
5. Дискуссионный клуб (повторение правил ведения дискуссии – Памятка на доске).
Проблемный вопрос:
Кого я считаю главным героем и почему? (метод Пресс: тезис – аргументы – вывод).
ІІІ. Подведение итогов урока:
Мы с вами проделали большую работу, собрали все образы в единую систему, выявили принадлежность их к разным мирам, а также установили связь между ними, узнали о прототипах. Оправдали ли вы свои ожидания?
ІV. Домашнее задание
Написать мини-сочинение «В чём актуальность романа «Мастер и Маргарита»?