19 травня о 18:00Вебінар: Організація підсумкового повторення з предметів гуманітарного циклу наприкінці навчального року

Урок, "Система зображальних та виразних засобів при створенні художнього образу"

Про матеріал

Розробка відкритого інтегрованого уроку, презентація до уроку на екран, відеоролики "Колискові світу" для міського семінару-практикуму вчителів музичного та образотворчого мистецтва

Зміст слайдів
Номер слайду 1

Номер слайду 2

Номер слайду 3

Перегляд файлу

 

МУЗЫКА И ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЮТ МИР

Интегрированый урок в 4 классе

учителя изобразительного искусства Самохваловой Яны Владимировны

и учителя музики Ивановой Виктории Гарриевны

Тема: Система изобразительно – выразительных средств при создании художестенного образа.

Цель:систематизировать и обобщить знания учащихся о  способах выразительности в изобразительном искусстве и в музыке, определить связь между их элементами;

Развивать фантазию, творческое и музыкальное мышление, зрительную и слуховую память;

Формировать представление о многообразии художественных культур народов Земли и отношение к образцам художественной и музыкальной культуры разных народов.

Тип урока: усвоения и систематизации знаний

Оборудование: проектор, аудиозапись «Я рисую мир», колыбельная«Скрылся день за горизонтом», видео «Колыбельные мира»,коллективные работы «Художественный образ Украины»,«Художественный образ Индии»,слайд-шоу«Каждый народ - художник»,детские рисунки,  раздаточный материал.

Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Ученик Янченко

Большая разница есть в двух словах:

Смотреть и видеть, слушать и услышать.

Ведь можно след оставить в душах и сердцах,

А можно просто не заметить, не увидеть.

Так интересен мир вокругтебя!

Тебе желаю, испытав чреду событий,

Увидеть жизнь, мелькнувшую в глазах,

Услышать музику, и ждать таинственных открытий!

 

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель изобразительного искусства

Если посмотреть вокруг, то можно увидеть, что мир прекрасен! Он состоит из красок и звуков. И от того, как мы его воспринимаем, зависит наша жизнь. Именно поэтому в искусстве используются различные средства выразительности.

На нем мы увидим, как музыка и искусство объединяют мир, т.к. тема всего ученбого года в музыке «Музыка объединяет народы», а в изо «Каждый народ – художник»  Мы с вами найдем сходства и различия средств выразительности в изобразительном искусстве и в музыке .

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНИХ ЗНАНИЙ

 Тема сегодняшнего урока:

Система изобразительно-выразительных средств при создании художестенного образа.

 

Учитель музыки

На уроке вы

  • Слушаете
  • Смотрите
  • Понимаете
  • Анализируете
  • Сравниваете
  • Запоминаете

Беседа по вопросам

Учитель музыки

-Как музыка воздействует на человека?

-Вдохновляет, успокаивает, помогает, волнует….

-Какой жанр является наиболее древним и популярным,  и почему?

-Песенный, потому, что голос человека был первым музыкальным инструментом и первые музыкальные звуки воспроизвел человеческий голос.

Учитель музыки 

Именно песня положила начало музыки вокальной.

Песни бывают разными, а песенный жанр разнообразен и интересен. У каждого народа есть свои обряды, традиции и песни.

-Назовите наиболее популярные жанры песенного творчества…

- Обрядовые, шуточные, трудовые, лирические, семейно – бытовые, козацкие,  историческиепесни – думы и самыедревние – это КОЛЫБЕЛЬНЫЕ.

- И как всякое музыкальное построение песня имеет форму.

- Какую? (Песни обычно имеют куплетную форму, которая состоит из контраста и повтора.)

Учитель  изобразительногоискусства

  • А  форма в изобразительном искусстве – это композиция.

Ребята, мы с вами на предыдущих уроках создали композицию «Образ художественной культуры Украины».

(Показ коллективнойработы «Образ художественной культуры Украины»)

-В чем ее особенность?

-Это коллективная работа.Каждый выполнял отдельные элементы: дома, фигуры людей,животных, деревья, элементы пейзажа…Мы соединилиих на плоскости листа и получилась композиция.

- А какими же средсвамивыразительностимы с вами пользовались при создании этой композиции?

- Этолиния, цвет, колорит,цветовая гамма, ритм и динамика.

Учитель музыки

 Назовите средства выразительности в музыке:

-Этомелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, регистр.

(На доске средства выразительности музыки и изо)

 ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА И ПРАКТИЧЕСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На примере колыбельной из мультипликационного проекта «Колыбельные мира» мы выясним, как средства выразительности в изобразительном искусстве и музыке создают художественный  образ.

Задание

Учитель изобразительного искусства

Группа художников

Используя раздаточный материал, найти и охарактеризовать  художественные средства выразительности, обратить внимание на визуальный ряд.

Группа музыкантов

Используя раздаточный материал, найти и охарактеризовать средства выразительности в музыке.

Просмотр видео «Колыбельные мира. Украина»

Учитель музыки

- Музыку какого народа вы услышали?

- Колыбельная Украины.

- Анализируем произведение:

(Дети отвечают о каждом средстве выразительности отдельно)

 - Заполняем таблицу на доске. Самое важное средство выразительности – мелодия. Ваши ответы:

(Ответы группы музыкантов и художников)

Мелодия – плавная, певучая;

             Линия –спокойная, пластичная.

Тембр – мягкий, приятный, одноголосный;

            Цвет – белый, голубой, синий, зеленый, золотой.

Лад – минор (приглушенный, теплый);

             Колорит – приглушенный

             Цветоая гамма – холодная, пастельная

Ритм – равномерный, сдержанный;

              Ритм – растительных, геометрических элементов

Темп – спокойный, протяжный;

Динамика – затихающая, выразительная.

          Динамика , передача движения  , геометрических, растительных элементов.

Характеристика средств  выразительности

«Колыбельные мира. Украина»

Изобразительное искусство

Музыкальное искусство

Спокойная,

пластичная

Линия

Мелодия

Плавная, певучая

Белый,голубой, синий, зеленый, фиолетовый, желтый

Цвет

Тембр

Мягкий,приятный

Приглушенный

Холодная, пастельная

Колорит,

цветовая гамма

Лад

Минор

Теплый, приглушенный

Растительных, геометрических элементов

Ритм

Ритм

Равномерный,сдержаный

 

 

Темп

Спокойный,протяжный

Передача движенияэлементов (снежинки, елочки, деревья)

 

Динамика

Динамика

Затихающая, выразительная

- Обратите внимание, у нас получилась таблица на которой  переплетаются средства выразительности в музыке и ИЗО.

Мелодия  -  в линию (есть понятие в музыке мелодическая линия)

-Тембр в цвет (тембр - это окраска звука)

-Лад в колорит и цветовую гамму

-Ритм с ритмом

-Динамика и темп с передачей движения

Учитель изобразительного искусства

Музыкальная пауза

Физкульминутка

 (Дети поют «Колыбельная «Баю,бай» )

Учитель музыки

- Какие вы использовали средства выразительности, чтобы передать характер этой колыбельной?

- Движение,мимика, пластика вместе с голосом.

- Правильно.

Вы последовательно выполняете свою работу

  •  прослушали
  •  увидели
  •   поняли
  •   анализируете

 

Учитель  изобразительного искусства

Для сравнения мы посмотрим и прослушаем еще одно произведение из цикла «Колыбельные мира»

Задание

Группа художников

Используя раздаточный материал, найти и охарактеризовать  художественные средства выразительности, обратить внимание на визуальный ряд.

Группа музыкантов

Используя раздаточный материал, найти и охарактеризовать средства выразительности.

Просмотр видео «Колыбельные мира. Африка»

Учитель музыки

- Продолжаем  заполнять таблицу на доске.

Дети отвечают о каждом средстве выразительности отдельно.

Правильные ответы:

Мелодия – энергичная, игривая;

              Линия – толстая, сплошная.

Тембр – колоритный, многоголосный;

             Цвет –красный, желтый, черный, белый, синий.

Лад – мажор (яркий);

         Колорит- яркий, контрасный.

         Цветовая гамма –теплая, яркая.

Ритм – выразительный, четкий;

          Ритм –орнамент, насекомые, животные, фигуры людей.

Темпумеренный, с танцевальными элементами;

Динамика – контрастная, цветная, яркая.

    Динамика – ритмичность, ассиметрия.

(Заполняем таблицу на доске.)

«Колыбельные мира. Африка»

Характеристика средств выразительности

Изобразительное искусство

Музыкальное искусство

Толстая, сплошная

Линия

Мелодия

Энергичная, игривая

Красный, желтый, черный, белый, синий

Цвет

Тембр

Колоритный, насыщенный

Яркий, контрастный

Колорит

 

Лад

Мажор,

 яркий, сочный

Теплая, яркая

цветовая гамма

 

 

Орнамент, насекомые
животные,

фигуры людей

Ритм

Ритм

Выразительный, четкий

 

 

Темп

Умеренный, с танцевальными элементами

Ритмичность, ассиметрия

Динамика

Динамика

Контрастная, цветная

 

Учитель музыки

     Таким образом, сложилась таблица средств выразительности, в которой мы видим сходства и различия при  создании художественного  образа  народов Украины и Африки. Два разных народа, две разные культуры, что же остается неизменным при создании образа?

Ученик

- Форма, композиция, средства выразительности остаются неизменными.

- В чем различия:

- характеристики средств выразительности -  контрастны, потому что у каждого народа своя культура, основанная на обрядах и традициях.

Учитель музики

Сравнение средств выразительности

- Какой делаем вывод?

- Даже колыбельная, первая песня человека, у каждого народа своя.

Учитель  изобразительного искусства

Для сравнения художественных средств выразительности мы рассмотрим коллективную композицию «Индия» и «Украина»

(Коллективные  работы «Индия» и  «Украина»)

- Мы видим, что художественный образ народа можно выразить по – разному:

- Это изображение природы,

-Это изображение образа жизни людей,

- Это изображение животных,
- Это  узоры на их одежде и жилище,

- Это народные традиции и праздники,

- Это разная цветовая гамма, сочетание цвета,

- Это пластика линий.

Мы видим, что все задания выполнены

(Показать на слайд)

Рефлексия:

Учитель музики

Форма и композиция являются основой для создания художественного образа с использованием средств выразительности.

Искусство не просто отражает жизнь, но и воплощает ее так, как видит.

Учитель изо

И создает художественный образ каждого народа, взяв с собой музыкальные звуки и краски.

Звучит песня «Я рисую мир»

Слайд шоу «Каждый народ - художник»

 

1

 

zip
До підручника
Мистецтво (інтегрований курс) 5 клас (Масол Л.М.)
Додано
30 липня 2018
Переглядів
489
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку