Розробка відкритого інтегрованого уроку, презентація до уроку на екран, відеоролики "Колискові світу" для міського семінару-практикуму вчителів музичного та образотворчого мистецтва
МУЗЫКА И ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЮТ МИР
Интегрированый урок в 4 классе
учителя изобразительного искусства Самохваловой Яны Владимировны
и учителя музики Ивановой Виктории Гарриевны
Тема: Система изобразительно – выразительных средств при создании художестенного образа.
Цель:систематизировать и обобщить знания учащихся о способах выразительности в изобразительном искусстве и в музыке, определить связь между их элементами;
Развивать фантазию, творческое и музыкальное мышление, зрительную и слуховую память;
Формировать представление о многообразии художественных культур народов Земли и отношение к образцам художественной и музыкальной культуры разных народов.
Тип урока: усвоения и систематизации знаний
Оборудование: проектор, аудиозапись «Я рисую мир», колыбельная«Скрылся день за горизонтом», видео «Колыбельные мира»,коллективные работы «Художественный образ Украины»,«Художественный образ Индии»,слайд-шоу«Каждый народ - художник»,детские рисунки, раздаточный материал.
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Ученик Янченко
Большая разница есть в двух словах:
Смотреть и видеть, слушать и услышать.
Ведь можно след оставить в душах и сердцах,
А можно просто не заметить, не увидеть.
Так интересен мир вокругтебя!
Тебе желаю, испытав чреду событий,
Увидеть жизнь, мелькнувшую в глазах,
Услышать музику, и ждать таинственных открытий!
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель изобразительного искусства
Если посмотреть вокруг, то можно увидеть, что мир прекрасен! Он состоит из красок и звуков. И от того, как мы его воспринимаем, зависит наша жизнь. Именно поэтому в искусстве используются различные средства выразительности.
На нем мы увидим, как музыка и искусство объединяют мир, т.к. тема всего ученбого года в музыке «Музыка объединяет народы», а в изо «Каждый народ – художник» Мы с вами найдем сходства и различия средств выразительности в изобразительном искусстве и в музыке .
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНИХ ЗНАНИЙ
Тема сегодняшнего урока:
Система изобразительно-выразительных средств при создании художестенного образа.
Учитель музыки
На уроке вы
Беседа по вопросам
Учитель музыки
-Как музыка воздействует на человека?
-Вдохновляет, успокаивает, помогает, волнует….
-Какой жанр является наиболее древним и популярным, и почему?
-Песенный, потому, что голос человека был первым музыкальным инструментом и первые музыкальные звуки воспроизвел человеческий голос.
Учитель музыки
Именно песня положила начало музыки вокальной.
Песни бывают разными, а песенный жанр разнообразен и интересен. У каждого народа есть свои обряды, традиции и песни.
-Назовите наиболее популярные жанры песенного творчества…
- Обрядовые, шуточные, трудовые, лирические, семейно – бытовые, козацкие, историческиепесни – думы и самыедревние – это КОЛЫБЕЛЬНЫЕ.
- И как всякое музыкальное построение песня имеет форму.
- Какую? (Песни обычно имеют куплетную форму, которая состоит из контраста и повтора.)
Учитель изобразительногоискусства
Ребята, мы с вами на предыдущих уроках создали композицию «Образ художественной культуры Украины».
(Показ коллективнойработы «Образ художественной культуры Украины»)
-В чем ее особенность?
-Это коллективная работа.Каждый выполнял отдельные элементы: дома, фигуры людей,животных, деревья, элементы пейзажа…Мы соединилиих на плоскости листа и получилась композиция.
- А какими же средсвамивыразительностимы с вами пользовались при создании этой композиции?
- Этолиния, цвет, колорит,цветовая гамма, ритм и динамика.
Учитель музыки
Назовите средства выразительности в музыке:
-Этомелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, регистр.
(На доске средства выразительности музыки и изо)
ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА И ПРАКТИЧЕСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
На примере колыбельной из мультипликационного проекта «Колыбельные мира» мы выясним, как средства выразительности в изобразительном искусстве и музыке создают художественный образ.
Задание
Учитель изобразительного искусства
Группа художников
Используя раздаточный материал, найти и охарактеризовать художественные средства выразительности, обратить внимание на визуальный ряд.
Группа музыкантов
Используя раздаточный материал, найти и охарактеризовать средства выразительности в музыке.
Просмотр видео «Колыбельные мира. Украина»
Учитель музыки
- Музыку какого народа вы услышали?
- Колыбельная Украины.
- Анализируем произведение:
(Дети отвечают о каждом средстве выразительности отдельно)
- Заполняем таблицу на доске. Самое важное средство выразительности – мелодия. Ваши ответы:
(Ответы группы музыкантов и художников)
Мелодия – плавная, певучая;
Линия –спокойная, пластичная.
Тембр – мягкий, приятный, одноголосный;
Цвет – белый, голубой, синий, зеленый, золотой.
Лад – минор (приглушенный, теплый);
Колорит – приглушенный
Цветоая гамма – холодная, пастельная
Ритм – равномерный, сдержанный;
Ритм – растительных, геометрических элементов
Темп – спокойный, протяжный;
Динамика – затихающая, выразительная.
Динамика , передача движения , геометрических, растительных элементов.
Характеристика средств выразительности
«Колыбельные мира. Украина»
Изобразительное искусство |
Музыкальное искусство |
||
Спокойная, пластичная |
Линия |
Мелодия |
Плавная, певучая |
Белый,голубой, синий, зеленый, фиолетовый, желтый |
Цвет |
Тембр |
Мягкий,приятный |
Приглушенный Холодная, пастельная |
Колорит, цветовая гамма |
Лад |
Минор Теплый, приглушенный |
Растительных, геометрических элементов |
Ритм |
Ритм |
Равномерный,сдержаный |
|
|
Темп |
Спокойный,протяжный |
Передача движенияэлементов (снежинки, елочки, деревья)
|
Динамика |
Динамика |
Затихающая, выразительная |
- Обратите внимание, у нас получилась таблица на которой переплетаются средства выразительности в музыке и ИЗО.
Мелодия - в линию (есть понятие в музыке мелодическая линия)
-Тембр в цвет (тембр - это окраска звука)
-Лад в колорит и цветовую гамму
-Ритм с ритмом
-Динамика и темп с передачей движения
Учитель изобразительного искусства
Музыкальная пауза
Физкульминутка
(Дети поют «Колыбельная «Баю,бай» )
Учитель музыки
- Какие вы использовали средства выразительности, чтобы передать характер этой колыбельной?
- Движение,мимика, пластика вместе с голосом.
- Правильно.
Вы последовательно выполняете свою работу
Учитель изобразительного искусства
Для сравнения мы посмотрим и прослушаем еще одно произведение из цикла «Колыбельные мира»
Задание
Группа художников
Используя раздаточный материал, найти и охарактеризовать художественные средства выразительности, обратить внимание на визуальный ряд.
Группа музыкантов
Используя раздаточный материал, найти и охарактеризовать средства выразительности.
Просмотр видео «Колыбельные мира. Африка»
Учитель музыки
- Продолжаем заполнять таблицу на доске.
Дети отвечают о каждом средстве выразительности отдельно.
Правильные ответы:
Мелодия – энергичная, игривая;
Линия – толстая, сплошная.
Тембр – колоритный, многоголосный;
Цвет –красный, желтый, черный, белый, синий.
Лад – мажор (яркий);
Колорит- яркий, контрасный.
Цветовая гамма –теплая, яркая.
Ритм – выразительный, четкий;
Ритм –орнамент, насекомые, животные, фигуры людей.
Темп – умеренный, с танцевальными элементами;
Динамика – контрастная, цветная, яркая.
Динамика – ритмичность, ассиметрия.
(Заполняем таблицу на доске.)
«Колыбельные мира. Африка»
Характеристика средств выразительности
Изобразительное искусство |
Музыкальное искусство |
||
Толстая, сплошная |
Линия |
Мелодия |
Энергичная, игривая |
Красный, желтый, черный, белый, синий |
Цвет |
Тембр |
Колоритный, насыщенный |
Яркий, контрастный |
Колорит
|
Лад |
Мажор, яркий, сочный |
Теплая, яркая |
цветовая гамма
|
||
Орнамент, насекомые фигуры людей |
Ритм |
Ритм |
Выразительный, четкий |
|
|
Темп |
Умеренный, с танцевальными элементами |
Ритмичность, ассиметрия |
Динамика |
Динамика |
Контрастная, цветная |
Учитель музыки
Таким образом, сложилась таблица средств выразительности, в которой мы видим сходства и различия при создании художественного образа народов Украины и Африки. Два разных народа, две разные культуры, что же остается неизменным при создании образа?
Ученик
- Форма, композиция, средства выразительности остаются неизменными.
- В чем различия:
- характеристики средств выразительности - контрастны, потому что у каждого народа своя культура, основанная на обрядах и традициях.
Учитель музики
Сравнение средств выразительности
- Какой делаем вывод?
- Даже колыбельная, первая песня человека, у каждого народа своя.
Учитель изобразительного искусства
Для сравнения художественных средств выразительности мы рассмотрим коллективную композицию «Индия» и «Украина»
(Коллективные работы «Индия» и «Украина»)
- Мы видим, что художественный образ народа можно выразить по – разному:
- Это изображение природы,
-Это изображение образа жизни людей,
- Это изображение животных,
- Это узоры на их одежде и жилище,
- Это народные традиции и праздники,
- Это разная цветовая гамма, сочетание цвета,
- Это пластика линий.
Мы видим, что все задания выполнены
(Показать на слайд)
Рефлексия:
Учитель музики
Форма и композиция являются основой для создания художественного образа с использованием средств выразительности.
Искусство не просто отражает жизнь, но и воплощает ее так, как видит.
Учитель изо
И создает художественный образ каждого народа, взяв с собой музыкальные звуки и краски.
Звучит песня «Я рисую мир»
Слайд шоу «Каждый народ - художник»
1