Урок
литературного чтения
2 класс
В. Сухомлинский
«Как мальчики поели мед»
(учебник «Литературное чтение» Н.В. Гавриш, Т.С. Маркотенко (2 класс)
Подготовила
учитель начальных классов
Рубежанской ОШ I- III ст. №3
Семенова Н. В.
Тема урока: «В. Сухомлинский «Как мальчики поели мед»
Цель: познакомить с новым произведением, обучать вдумчивому, содержательному прочтению произведения, раскрывать основную мысль; совершенствовать навыки чтения, обогащать словарный запас; раскрыть сущность понятий «правда – ложь»; развивать устную речь, внимание, мышление, познавательный интерес учащихся; воспитывать доброту, внимательное отношение к матери.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Н.В. Гавриш, Т.С. Маркотенко (2 класс); портрет автора; раздаточный материал.
Ход урока
В нашем классе все друзья –
Я, ты, он, она.
Улыбнись тому, кто справа,
Улыбнись тому, кто слева,
Улыбнись тому, кто сзади.
Все мы – дружная семья!
1. Работа с таблицами Шульте.
2.Чтение скороговорок.
3. Чтение слов в таблице
6. добрый
5.ленивый
7.трусливый
4.честный
1.злой
2.смелый
3.лживый
8.трудолюбивый
9. жадный
- Найдите противоположные по значению.
- Прочитайте только те слова, которые написаны возле четных чисел. Какие это черты характера?
- Прочитайте те слова, которые написаны возле нечетных чисел. Какие это черты характера?
- А что такое «правда», «ложь»?
1.Слушание песни «Пісня про рушник» (Рідна мати моя..)
- О ком поётся в этой песне?
2.Чтение стихотворения «Мамочка»
Кто пришёл ко мне с утра? Мамочка.
Кто сказал: «Вставать пора!» Мамочка.
Кашу кто успел сварить? Мамочка.
Чай в стакан успел налить? Мамочка.
Кто косички мне заплёл? Мамочка.
Целый дом один подмёл? Мамочка.
Кто цветов в саду нарвал? Мамочка.
Кто меня поцеловал? Мамочка.
Кто ребячий любит смех? Мамочка.
Кто на свете лучше всех? Мамочка.
IV. Актуализация знаний.
1.Выставка детских работ «Наши МАМЫ»
2.Метод Ассоциаций
- Какие слова у Вас ассоциируются со словом «Мама»?
3. Работа в парах «Собери пословицу»
Птица рада весне, а младенец матери.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
У сына заболит пальчик, а у матери — сердце.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Кто матери не послушает — в беду попадет.
- Что доброе и хорошее Вы делаете для мамы? (Ответы детей).
V. Новый материал
1. Сообщение о писателе В. Сухомлинском.
- Сегодня мы прочитаем рассказ В. Сухомлинского «Как мальчики поели мед».
2. Словарная работа «Пирамидка».
Явор- дерево, разновидность клёна.
Верба- дерево или кустарник из рода ивы.
сорочка
надъели
опустела
на донышке
встревожилась- заволновалась
3. Чтение текста цепочкой.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся и обратно возвращайся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем,
И читать мы начинаем.
4.Беседа с выборочным чтением.
- Куда послала мама сыновей?
- Чему обрадовались мальчики?
- Что делали мальчики в гостях у дедушки?
- Чем угостил дедушка внуков?
- Что передал дедушка маме?
5.Определение основной мысли произведения.
- Как мама встретила мальчиков?
-Почему плакали мальчики?
- Почему радовалась мама?
- А как же вы поступили на месте мальчиков?
6.Работа в группах.
Игра «Да - Нет» (правильный ответ- плюс, неправильный- минус).
1. Дедушка жил в соседнем городе. (-)
2.Мальчики не хотели идти в гости к дедушке. (-)
3.В саду у дедушки росли вкусные яблоки. (+)
4.Мальчики принесли дедушке вышитую жилетку. (-)
5. Дедушка угостил внуков медом. (+)
6. Дедушка передал маме мед в кувшинчике. (-)
7.Дорога домой была дальняя. ( +)
8. Сели под вербою, надъели немного меду.(+)
9. Мальчики не рассказали маме как мед поели. (-)
- - + - + - + + -
7. Игра «Мама – ясное солнышко»
- Очень важно, что бы у мамы на душе было всегда спокойно. Мама будет счастлива и будет улыбаться, когда вы согреете ее любовью, вниманием и заботой.
(На партах лежат сигнальные карточки. Ученики читают стихотворение, учащиеся внимательно слушают и в зависимости от содержания текста показывают тот или иной смайлик).
1.Мама моет сапоги,
Сын лежит в кровати.
Мама просит: «Помоги».
Сын ей: «Как некстати!..»
2. Этот мальчик пол подмёл,
Вымыл руки с мылом,
Маме чаю предложил,
Бутерброды с сыром.
3.Дочка пишет аккуратно,
Учится, старается.
«Вот дочурка у меня!» -
Мама улыбается.
4. Маму ласково обнял
И сказал ей тихо:
«По тебе я так скучал,
Что не играл и не гулял».
5. Этот ссорится с друзьями,
Обижает малышей.
Маме он не помогает –
Сын такой не в радость ей.
6. Пол протёр, цветы полил
Маме песню подарил.
У дочери в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
7. Игрушки в угол побросал,
Уроки делать он не стал.
Но в компьютерной игре
Равных нет ему нигде.
8. Собаке будку починил,
И миску супа ей налил.
Дорожки все подмёл,
А потом гулять пошёл.
VI. Домашнее задание.
с. 113 -114 читать, пересказывать.
Любите Маму - ведь она одна на свете...
Кто любит Вас и беспрестанно ждёт...
Она всегда с улыбкой доброй встретит...
Она одна простит Вас и поймет.
VII. Рефлексия
Продолжи предложение:
«Для того, чтобы быть заботливым сыном (дочерью)…»
«Светофор»
Мне не понравилось, скучно.
Понравилось, но не всё интересно.
Побольше таких уроков, поучительно.