Математика
Урок № 52
Тема урока. Запись и чтение трёхзначных чисел. Случаи сложения и вычитания, связанные с нумерацией чисел.
Цель урока. Упражнять учащихся в сравнении и записи трёхзначных чисел; формировать умение прибавлять и вычитать разрядные числа; совершенствовать вычислительные навыки; развивать внимание, математическую речь; воспитывать организованность.
Ход урока
Организация класса
Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (слайд 2)
2. Устный счёт (слайд 3)
3. Математический диктант. Самопроверка диктанта (слайд 4)
1) 6 сот. 8 дес; 5 сот. 2 дес. 7 ед.; 7 ед.5 дес. 5 ед.; 2 сот. 9 ед.
2) 343, 210, 112, 704.
Сообщение темы и задач урока (слайд 5)
— Сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать трёхзначные числа; вспомним арифметические действия с трёхзначными числами; будем решать задачи и совершенствовать вычислительные навыки.
Восприятие и осознание нового материала
1. Подготовительная работа. Работа по нумерационной таблице (с. 62, № 415) (слайд 6)
— Прочитайте числа, записанные в нумерационной таблице.
— Назовите наибольшее число. Назовите наименьшее.
2. Объяснение нового материала
— Трёхзначные числа сравнивают так же, как и двузначные. Сначала смотрим на цифры наивысшего разряда, в данном случае — на цифры сотен. Если цифры сотен в обоих числах разные, например, в числах 522 и 301, то большим будет то число, в котором цифра сотен больше. Если число сотен одинаково, тогда нужно сравнивать число десятков. Если и оно совпадает, нужно смотреть на число единиц. В каком числе оно преобладает, то число и является большим.
3. Первичное закрепление. Сравнение чисел (с. 62, № 416) (слайд 7)
— В каждой паре чисел назовите большее число.
4. Решение примеров по образцу (с. 62, № 418) (слайд 8)
— Рассмотрите образец, записанный на доске.
7 + 2 = 9
70 + 20 = 90
700 + 200 = 900
— Какие цифры прибавляем в первом примере? (Однозначные)
— Какие цифры прибавляем во втором примере? (Круглые десятки)
— Во 2-м классе мы рассуждали так: 4 дес. + 3 дес. = 7 дес., или 70. Разрядные числа 40 и 30 мы заменили новыми счётными единицами — десятками и приводили сложение к сложению однозначных чисел.
— Как мы прибавляли в третьем примере?
Рассуждайте так: 400 — это 4 сотни, 300 — это 3 сотни. К 4 сотням прибавить 3 сотни выйдет 7 сотен. 7 сотен — это 700. Следовательно, 400 + 300 = = 4 сот. + 3 сот. = 7 сот.
— Решите примеры с комментированием.
5. Физкультминутка (слайд 9)
Закрепление изученного материала
1. Творческая работа над задачей (с. 63, № 419) (слайд 10)
1) Анализ условия задачи (слайд 11)
Трактора — 24
Комбайны — ?, в 3 раза <
Автомобили — ?, в 4 раза <
2) Работа над выражениями, данными в учебнике.
2. Самостоятельная работа над задачей (с. 63,№ 420) (слайд 12, 13, 14)
Привезли — ?
Продали — ?, в 4 раза <
Осталось — 28
28/4+28=35 (м)
Творческая работа над задачей
— Замените число 28 числом 36.
— Изменится ли план решения задачи? Докажите своё мнение.
Итог урока (слайд №15)