Урок "Зимушка-зима. В.Бианки «Синичкин календарь»"

Про матеріал

Цель: познакомить учащихся с рассказом В.Бианки «Синичкин календарь»; развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать прочитанное, мышление, наблюдательность, словарный запас; воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.

Перегляд файлу

                                     Чтение, 3 класс

Тема: Зимушка-зима. В.Бианки «Синичкин календарь»

Цель: познакомить учащихся с рассказом В.Бианки «Синичкин календарь»; развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать прочитанное, мышление, наблюдательность, словарный запас; воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.

І. Организация класса.

Громко прозвенел звонок,

Начинаем мы урок.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

ІІ. Мотивация  учебной  деятельности.

  • Сегодня, ребята, я приглашаю вас отправиться в гости к очень красивому времени года. А к какому – угадайте…

Вот ветер тучи нагоняя,

Дохнул, завыл и вот сама

Идёт красавица … зима.

- Зима – удивительное время года. Ещё недавно уныло чернели хмурые поля и леса. И вот наступила … зима. Всё кругом бело-бело. Зима, как художник, окрашивает белой кистью всё вокруг. Деревья уже не кажутся голыми. Они оделись в белый наряд. Побелели дорожки. За окном – красавица зима…

- И маленький кусочек земли есть и в нашем классе.

- Посмотрите на репродукцию картины «   б»  художника …. . Как красиво творец передал красоту зимней природы. Так и хочется оказаться среди зимнего простора. 

ІІІ. Активизация знаний.

  1. Ассоциативный куст

- Какие чувства, ассоциации, слова приходят к вам в мыслях при звучании слова зима? (Новый год, снег, холод, мороз и т.д.)

- Зима давно заняла свои позиции. Давайте вспомним самое интересное о ней.

- Какие зимние месяцы вы знаете?

- Почему январь так назвали?

- Какие зимние праздники отмечаются в январе?

- Праздник – это всегда радость, веселье. Давайте и мы немного повеселимся и проведём языковую разминку.

2. Чистоговорка

Ма-ма-ма- к нам пришла зима,

Ло-ло-ло – сугробы намело.

Ём-ём-ём – санки мы возьмём.

Дём-дём-дём – и на горочку пойдём.

Ам-ам-ам – очень весело нам.

  1. Дидактическая игра «Снежки»

- Ребята, а вы любите играть в снежки?

- Тогда поиграем. Разделимся на 2 команды. Команда №1 – бросает «снежку» (читает по таблице закрытые слоги), команда №2 – ловит (читает по таблице открытые слоги).

                              А                                  А

                              О                                  О

                              У                                  У

                                              ЗМ

                              И                                  И

                              Я                                  Я

                              Ю                                Ю

  1. Дидактическая игра «Отгадай предмет по признакам»

▪ Белый, пушистый, мягкий…..(снег)

▪ Холодная, вьюжная, снежная….(зима)

▪ Злой, лютый, сильный….(мороз)

▪ Желтогрудая, любопытная, хохлатая …(синичка)

- Какое из этих слов-отгадок «лишнее»?

- Почему? (вывесить картинку)

ІV. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы прочитаем занимательный рассказ известного детского писателя Виталия Бианки «Синичкин календарь» и узнаем о том, как воробей попытался объяснить синичке, что такое «Новый год, календарь, январь», а так же будем учиться выразительно читать.

V. Работа над темой урока.

1. Демонстрация видеопрезентации о жизни и творчестве В.Бианки.

- Виталий Бианки – замечательный детский писатель. Послушайте о нём.

- Что интересного вы запомнили о В.Бианки?

VІ. Физкультминутка.

2. Чтение (слушание в мр3 записи) рассказа В.Бианки «Синичкин календарь» .

- Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? (работа с таблицей настроений)

- Какое место в рассказе вызвало у вас улыбку?

3. Словарная работа.

- В тексте встречается  устаревший речевой оборот, выражение  «А называются они всё уж больно мудрёно…», т.е. очень трудно, непонятно.

- Желторотая – неопытная, незнающая,  молодая.

4. Чтение текста детьми «цепочкой»(парами).

- А сейчас мы внимательно прочитаем текст ещё раз и ответим на вопрос : это сказка или рассказ?

- Что вы узнали о Зиньке?

- Что её разбудило?

- Какие события происходили в доме?

- Что вызвало у Зиньки удивление?

- Почему воробьи называли Зиньку желторотой?

- Умело ли объясняли воробьи  синичке, что такое календарь?

- Что с чем сравнивали?

- Как бы вы объяснили синичке значение слова календарь?

- Известно ли вам происхождение слова календарь?

- Слово «календарь» пришло к нам из латинского языка. Образовалось оно от слова «календы».  «Календы» в Древнем мире – 1-й день месяца.

- Как же воробьи объяснили синичке, что такое календарь? Прочитайте об этом.

- Почему воробьи называли синичку желторотой?

- Прочитайте слова из текста, подтверждающие, что Зинька была любознательной.

- Смогла ли Зинька запомнить значение этих слов после того, как воробьи объяснили ей это во второй раз?

- В тексте встречаются названия месяцев. К какому из них подходит схема? Назовите.

                   /

 

 

 

 

     /

 

 

 

VІІ.Повторное чтение детьми.

- Какие иллюстрации можно сделать к тексту?

- Что вам известно о синичках?

1.Работа в тетради.

С.37, №3

 – Прочитайте.

2.Дидактическая игра «Дочитай строку»

▪ Но раз среди …

▪ Синичка испугалась …

▪ А утром Зиньку…

▪ Там в комнате …

▪ Фу, какая …

▪ Ну вот, запомни …

3. Дидактическая игра «Исправь ошибку»

- Как это Рождество не поняла синичка?

- А что это февраль, табель?

- Ну вот, запомни: январь – третий месяц года – начинается с весёлой ёлки у ребят.

- Календарь – это расписание уроков солнышка на весь год.

4. Дидактическая игра «Сыщики»

- Найдите в тексте предложения вопросительные. Прочитайте.

- Найдите в тексте предложения восклицательные. Прочитайте.

5.Дидактическая игра.

- Подберите слова, противоположные по значению.

Молодая - …,  зима - …., весёлый - …., желторотая - …..

VІІІ. Итог урока.

- О чём узнали на уроке?

- Чему научились?

ІХ. Домашнее задание.

С.3-5, пересказывать близко к тексту.

 

 

 

docx
Додано
30 серпня 2018
Переглядів
3324
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку