Викторина для учащихся 8 классов
Великие люди.
О ком из великих математиков идет речь?
-
Этого знаменитого французского математика называют «отцом алгебры» и считают создателем алгебраических формул и символики. Он сформулировал и доказал несколько теорем про взаимосвязь между корнями и коэффициентами уравнений. Он также очень любил разгадывать зашифрованные письма. (Виет)
-
Мировую славу этому знаменитому российскому математику принесли достижения в области геометрии. Он решил задачу, которую на протяжении 2 тысяч лет никто не мог решить: доказал, что 5 постулат Евклида нельзя получить как теорему из других постулатов и аксиом. (Лобачевский)
-
Великий древнегреческий математик очень много занимался пропорциями в геометрии, вывел правило нахождения сторон прямоугольного треугольника. (Пифагор)
-
Первая русская женщина-математик. Рассказ о ее жизни – это история о том, как маленькая жизнерадостная девочка стала великим математиком; история о девушке, полюбившей математику и проложившей дорогу в науку, к высшему образованию, женщинам России и Европы. В 24 года она получила степень доктора наук. (Ковалевская)
Старинные задачи.
-
Портной имеет кусок сукна 16 метров, от которого он каждый день отрезает по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок? (на седьмой день)
-
Чтобы распилить бревно на три части, требуется 12 минут. Сколько минут нужно, чтобы распилить бревно на 4 части? (1 надрез 12:6=6 минут; 3 надреза 6х3=18 минут)
-
Как можно одним мешком пшеницы, смоловши ее, наполнить 2 мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница? (Вложить один мешок в другой)
-
Идет один человек в другой город и проходит в день по 40 верст, а другой идет на встречу из другого города и проходит по 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся? (700:(30+40)=10, через 10 дней)
Математика вокруг нас.
-
Когда нельзя сокращать сократимую дробь?
(Когда она является номером дома)
-
Почему на картах бубновой масти изображен ромб?
(Ромб, от греческого «ромбос», означает «бубен». Раньше бубен имел форму квадрата или ромба)
-
На третий этаж дома ведет лестница в 36 ступеней. Сколько ступеней ведет на шестой этаж?
(Между первым и вторым, вторым и третьим: 36:2= по 18 ступеней, 3 и 4; 4 и 5; 5 и 6 5(пролетов) х18(ступеней)=90 ступеней)
-
На уроках геометрии при решении задач, связанных с окружностью, обычно указывают, чему равен радиус окружности. А на технических чертежах и эскизах обязательно наносят диаметры окружности, а не радиусы. Объясните причину этого явления.
(В готовой детали проще замерить не радиус, а диаметр, при получении отверстий нужно знать диаметр сверла)
Задачи-шутки.
-
Один человек купил трех коз и заплатил три рубля. По чему пошла каждая коза? (По земле)
-
Что это может быть: две головы, две руки, шесть ног, а в ходьбе только четыре? (Лошадь и всадник)
-
Двое пошли, три гвоздя нашли. Следом четверо пойдут - много ли гвоздей найдут? (Ни одного)
-
Что это такое: две ноги сидели на трех, а когда пришли четыре и утащили одну, то две ноги, схватив три, бросили их в четыре, чтобы четыре оставили одну? (Повар сидел на стуле, имеющем три ноги, пришла собака и утащила куриную ногу, повар бросил стул в собаку, чтобы она оставила куриную ногу)
Загадки.
-
У водителя троллейбуса две сестры, но у них нет брата. Может ли такое быть? (Может, если водитель женщина)
-
Древнегреческий ученый, чьим именем названа таблица умножения. (Пифагор)
-
За сколько сольдо Буратино продал свою азбуку? (За четыре)
-
Клад, который нашла Муха-Цокотуха. (Денежка)
Продолжи пословицу.
-
Первый блин … всегда комом.
-
За двумя зайцами погонишься…ни одного не поймаешь.
-
Семь раз отмерь…один раз отрежь.
-
Один за всех…и все за одного.
-
Семеро одного…не ждут.
-
Одна ласточка …весны не делает.
-
Одной рукой… и узла не завяжешь.
-
Один в поле… не воин.
-
У семи нянек …дитя без глазу.
-
За одного ученого…двух неученых дают.
-
В одно ухо слушает… а в другое выпускает.
-
У волка одна…песня.
-
Один с сошкой, а семеро…с ложкой.
-
Семь бед…один ответ.
-
Беда никогда…не приходит одна.
-
Не имей сто рублей…а имей сто друзей.
-
Обещанного…три года ждут.
-
Старый друг…лучше новых двух.
-
Ум – хорошо… а два – лучше.
-
Семь футов…под килем.
-
Семь пядей… во лбу.
-
Семь пятниц…на неделе.
-
Седьмая вода… на киселе.
-
Сім літ морячив…а моря не бачив.
-
Краще на п`ять хвилин раніше…ніж на хвилину пізніше.
-
Що за сім днів заробив…те за один день з`їв.
Всякая всячина
-
У кого більше ребер: у 3 паралелепіпедів чи у 2 учнів? (у 3 паралелепіпедів 36 ребер, у 2 учнів? 48 ребер.)
-
Яблуко, корона, решето... Про яких видатних учених нагадують ці предмети? (Ньютона, Архімеда, Ератосфена.)
-
Французи запропонували Собор Паризької Богоматері, шотландці - піраміду Хеопса, італійці – Єрусалим, іспанці – Толедо, росіяни - Пулково. Перемогли англійці. Що вони запропонували? (Гринвіч.)
-
Вона симпатична і тендітна, невеличка на зріст – всього 2,54 мм. Назвіть її ім’я. (Дюймовочка.)
-
Наша перша зустріч відбулася на уроці математики в 6-му класі. Далі були побачення на уроках алгебри, геометрії, географії, фізики... Ти допомагала обчислювати відсотки, розв’язувати задачи з хімії... Дякуємо тобі! До кого (або до чого) адресоване це звертання? (До пропорції.)
-
У мові це зв’язано із складним реченням, у хімії – з таблицею, у математиці – з дробами. Що це? (Період.)
-
За легендами саме він винайшов циркуль і створив перший у світі лабіринт. Назвіть його ім’я. (Дедал.)