Внеклассное занятие
«Помоги зимующим птицам»
Учитель: Мильтых
Анна Станиславовна
Помоги зимующим птицам
Цели:
Задача: воспитание положительных качеств личности: отзывчивости, состраданию;
Подготовка к мероприятию: учащиеся заранее оповещаются о теме мероприятия. Проводится беседа о видах кормушек и их назначении.
Оборудование: компьютер, презентации, шапочки птиц,
Ход занятия
Учитель: Февраль – месяц переломный. Вроде бы и зима еще – да все знают, что к концу она движется. Вроде бы и солнышко пока низко над горизонтом - да все знают, что день на прирост пошел. Долго длится зимняя пора, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидают прихода весны. Издавна 15 февраля отмечают праздник - Сретенье. Этот день всегда считался первой встречей весны. Зима с весной повстречались - Сретенье. В этот день зима борется с весной, кому идти вперед, кому - назад.
-А как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь?
Тема нашего занятия спрятана в загадке.
Снится ночью поутру
Чудо-юдо на суку:
Острый клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица)
- А вы любите птиц? Здесь собрались все любители птиц, те, кто спешит к ним на помощь.
Итак, начинаем наш клубный час, который поможет подвести итог нашей работе зимой. (Слайд 1)
Давайте вспомним зимующих птиц. (Слайд 2) А для этого каждая группа должна сложить пазл.
( Для каждой группы картинка зимующей птицы)
Слайд 3, 4, 5, 6, 7.
- Молодцы, ребята, вы быстро справились с этим заданием.
- Ребята, чем же мы можем помочь птицам? (Подкормить птиц).
- Почему птицам становиться труднее находить корм? (Потому что зимний день короткий, всё покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов).
- Да, в такую погоду очень много птиц погибает от холода и голода, не дожив до весны. Поэтому некоторые птицы летят ближе к жилью человека, здесь легче найти корм.
Звучит запись «Голоса птиц». Такое многоголосье можно услышать не только летом, но и зимой.(Слайд 8)
А хотите узнать о чём говорят птицы?
ИНСЦЕИРОВКА
Сорока, снегирь, свиристель.
Сорока: Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт... пальмы, бананы, жарища!
Снегирь: Это смотря на какой зимовке, сорока!
Сорока: На какой, на какой - на обыкновенной!
Снегирь: Обыкновенных зимовок, сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие - в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные - как у вас. Вот мы, например, к вам зимовать-курортничать с Севера прилетели. Я - Снегирь, а это - Свиристель.
Сорока: Зачем же вам было из зимы да в зиму лететь? У вас снег - и у нас снег, у вас мороз — и у нас мороз. Что же это за курорт?
Свиристель: У вас снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковее. Но главное - это рябина. Рябина для нас дороже всего на свете!
- В старину по птицам люди замечали разные приметы, и до наших дней дошли народные приметы и пословицы. (Слайд 9)
А какие народные приметы и пословицы о птицах знаете вы?
-Зимой, когда всем животным и птицам очень тяжело, чем может им помочь человек?( Дети говорят о том, что зимующих птиц нужно подкармливать в течение всей зимы.)
- Хорошо известно: кто сыт, тому холод не страшен, поэтому мы должны помогать своим маленьким, слабым пернатым друзьям. Им много не надо. А вы, ребята, чем подкармливаете птиц?
Давайте поиграем в игру «Весёлый шарик» (Слайд 10)
Ты катись весёлый шарик
быстро, быстро по рукам,
у кого весёлый шарик
называет птицу нам…..
- Теперь выяснив, какой корм подходит для птиц, нужно карточки разложить по группам
Ни к коем случае нельзя давать: |
|
Ребята, а что вы можете сказать о птицах из своих наблюдений? (Слайд 11, 12)
|
|
- Мы вспомнили и зимующих птиц, и приметы, и корм для них. А куда же этот корм нам поместить?
- Отгадайте загадку.
Здесь и гам, и птичье пенье,
Здесь есть даже угощенье:
Крошки хлеба и пшено.
Отгадайте, это что? (Кормушка)
(Слайд 13, 14)
Ребята, кто уже сделал кормушки и угощает птиц?
(ответы детей)
- Хорошо! Но оказывается, ребята, не всегда птички бывают довольны нашим угощением.
(выходят птицы в масках – воробей, синица, клёст, снегирь)
Воробей. Безобразие! Пришёл перекусить, а корм снегом засыпало. Хоть бы на кормушку навес сделали, что ли!
Синица. Могли бы и сальца несолёного вывесить, у нас от солёного животы болят, солёное – это яд для нас.
Свиристель . А я вообще голодным остался. Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков?
Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина? Где арбузные и дынные семечки?
(Слайд 15, 16, 17)
ДОБРЫЕ СОВЕТЫ
Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Для свиристелей, снегирей, зябликов заготовьте ягоды рябины, калины, бузины, слегка подсушив ягоды. Синицы и поползни охотно едят семена подсолнечника, крапивы, крошки белого хлеба, сало. Семена репейника-лопуха - лакомство для щеглов. Их совсем легко сохранить, собрав большие комки и поместив в сарае.
Правила подкормки птиц:
- кормушки должны быть удобными (показ образцов кормушек)
- кормить птиц надо регулярно
- корма в кормушках должно быть немного.
1 .Нам не унять метели, не растопить снега,
но чтобы птицы пели - это в наших руках.
2.Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Помогите птицам перезимовать, они вам будут очень благодарны.
Практическая работа:
- А сейчас вам задание: разместите птиц на нашем рисунке и корм для них.
Учащиеся на рисунке (дерево с кормушкой) размещают птиц и корм (из пластилина)
УЧИТЕЛЬ: Подвести итог нашему клубному часу помогут ребята, которые прочитают стихотворение А.Яшина «Покормите птиц»
1чтец:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2чтец:
Небогаты их корма-
Горсть зерна нужна,
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
3чтец:
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4чтец:
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми
Учитель:
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(Слайд 18, 19, 20, 21)
- Итак, перед вами предложения которые нужно закончить:
Я не знал …
Мне понравилось …
Я буду …
- Вы молодцы, хорошо потрудились. Спасибо за работу!
Клубный час
«Помоги зимующим птицам»
Подготовила воспитатель ГПД 2-х классов
Мильтых Анна Станиславовна.
2016-2017 уч.г.