Цель: - закрепить полученные знания детей о творчестве И.А.Крылова.
Задачи:
Образовательные: расширить сведения об авторе и о басне как эпическом жанре
литературы; учить видеть,чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни.
Развивающие: развивать интерес к чтению, к книге, актерские способности, память,
внимание.
Воспитательные: воспитывать добрые моральные качества.
Презентация "Пазлы" интерактивная.
Тема: Внеклассное чтение.Басни И.А.Крылова.
Цель: - закрепить полученные знания детей о творчестве И.А.Крылова.
Задачи:
Образовательные: расширить сведения об авторе и о басне как эпическом жанре
литературы; учить видеть,чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни.
Развивающие: развивать интерес к чтению, к книге, актерские способности, память,
внимание.
Воспитательные: воспитывать добрые моральные качества.
Оборудование:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
М. Исаковский.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Сообщение темы урока.
(Слайд 1)
- Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте эпиграф нашего урока?
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крыловские крылатые слова.
- О чём будем говорить на уроке? (О баснях И.А.Крылова).
- Правильно! Сегодня мы поговорим о самом писателе и ещё раз вспомним его замечательные мудрые басни.(Слайд 2)
III. Актуализация опорных знаний
(Слайд 3)
- В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту-баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и художником Александром Алексеевичем Агиным.
(Приложение слайд 3 )
Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся бронзовые звери - это герои его басен.(Слайд 4)
О чем он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает свое нелегкое детство?
Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Крылова.
3. Беседа.
- Спасибо!
- И так ребята, когда же родился И.А.Крылов? (в 1769г.)
- Какие языки хорошо знал Крылов? (итальянский, французский)
- Как же называют И.А.Крылова? (русским баснописцем)
- А кто же такой баснописец? (тот, кто пишет басни)
4. Повторение знаний об особенностях басен. (Слайд 7)
На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен, и вставьте пропущенные слова в определение басни.
-литературный жанр
-краткая форма повествования,
-описывается природа,
-действующие лица – животные, но подразумеваются люди,
-высмеивает пороки людей,
-есть мораль,
-повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.
- Прочитайте, что же такое басня.
Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования,
где действуют животные, вещи, а подразумеваются под ними люди,
высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая располагается либо в начале, либо в конце басни.
- Давайте вспомним, из каких частей состоит басня? (Слайд 8)
1. Повествование (рассказ о чем или о ком-либо)
2. Мораль ( то есть вывод, нравоучение)
- Какие же басни И.А.Крылова вы знаете?
5.Работа с выставкой книг (готовят уч-ся)
- Настя, Богдан и Илья подготовили выставку книг с произведениями И.А.Крылова.
Дети рассказывают о выставке по плану:
1. Творчеству какого писателя посвящена выставка книг?
2. Сколько книг представлено на выставке?
Затем идет рассказ о каждой книге:
1. Как называется книга?
2. Когда и где она издана?
3. Есть ли в книге иллюстрации? Если да, то назовите художника.
Продемонстрируйте 2-3 иллюстрации.
4. Какие произведения включены в книгу?
- После урока подойдите, посмотрите, и советую вам прочитать понравившиеся книги.
Физкультминутка
IV.Групповое выступление учащихся по заранее заданному плану.
1.Инсценировка басен
Пришло время посмотреть ваше домашнее задание. Написанные замечательным русским языком, лёгкими незатейливыми стихами, басни так и просятся быть произнесёнными, так и просятся на сцену.
- Вы были разбиты на группы и получили задание выбрать, проинсценировать и проанализировать одну из басен Крылова. Слушаем вас.
(Уч-ся инсценируют басни «Кукушка и Петух», «Квартет», «Ворона и Лисица»))
- Артисты замечательно сыграли свои роли. Зрители очень внимательно смотрели и живо реагировали. И все вместе вы правильно поняли и сформулировали мораль басен. Басни обладают чудодейственной силой, так как заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из житейского моря. Они по-прежнему актуальны. Надеюсь, что к басням Ивана Андреевича Крылова вы ещё вернётесь в своей жизни не раз.
2.Коллективная игра «Пазлы»(Презентация «Пазлы»)
- Отвечая на вопросы, вы постепенно соберёте из пазлов иллюстрацию к известной басне И.А.Крылова. (Презентация «Пазлы»)
3.Просмотр мультфильма «Лебедь, рак и щука»
V. Итог урока
- О чем же мы сегодня говорили на уроке? (о баснях)
- Кто автор этих басен? (И.А.Крылов)
- Чему учат нас басни Крылова?(Ответы детей)
- Басни учат нас быть хорошими людьми: трудолюбивыми, справедливыми, добрыми, честными, вежливыми, скромными.
- Басня дает мудрые советы, как бороться с жадностью, лестью, чрезмерной властностью, невежеством.
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание
- На следующем уроке внеклассного чтения мы будем знакомиться с произведениями русских поэтов о зиме. Ваше задание подобрать стихи о зиме. Можно выучить наизусть, а можно выразительно прочитать. А, возможно, кто-то сам сочинит стихотворение о зиме.
Дополнительные задания
1. Выразительное чтение басни «Лебедь, рак и щука»
Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье.
Детство и юность Ивана Андреевича Крылова не были безоблачными. В одиннадцать лет он лишился отца. Для того чтобы прокормить оставшуюся без средств семью, ему пришлось поступить на службу помощником канцеляриста. Об учении не было и речи.
К счастью для Крылова среди скудного отцовского наследства оказался сундук с книгами. Они-то и помогли расширить кругозор будущего великого баснописца.
Иван мечтал стать литератором. Он много читал, этим восполняя недостаток образования. Ему удалось самостоятельно выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий.
В 15 лет он решил попробовать свои силы в литературе, написав свою первую пьесу «Кофейница».
В качестве оплаты за произведение Крылов попросил у книготорговца не деньги, а книги. Это было началом его литературного пути.
Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати, когда писателю было 37 лет. О них много говорили. Людей удивляло странное имя, которым басни были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтете это имя справа налево (задом наперед), сразу все поймете.
За 30 лет работы он написал более 200 басен, обогатил русский язык крылатыми, образными, остроумными выражениями. Басни заучивали наизусть, пересказывали друг другу и генералы, и купцы, и бедняки, и даже императоры. Почему? Потом что в этих баснях всем есть урок, все видят себя как в зеркале.