Данная разработка урока знакомит учащихся с пейзажной лирикой и живописью ХІХ в.. Дает возможность показать детям красоту картин природы, созданных с помощью поэтического слова, их созвучие с миром живописи и музыки; продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами языка. Воспитывать любовь к поэзии, живописи, музыке; бережному отношению к родной природе.
Урок литературы в 7 классе
Тема. Картины природы в поэзии, живописи, музыке.
Цель: ознакомить учащихся с пейзажной лирикой и живописью ХІХ в.;
показать красоту картин природы, созданных с помощью
поэтического слова, их созвучие с миром живописи и музыки;
продолжить работу над изобразительно-выразительными
средствами языка.
Воспитывать любовь к поэзии, живописи, музыке; бережному
отношению к родной природе.
Оборудование: выставка детских рисунков, репродукции картин, грамзаписи альбома П.Чайковского « Времена года», портреты поэтов, художников, композиторов.
Тип урока: интегрированный.
Межпредметные связи: украинская литература, изобразительное искусство, музыка.
Ход урока:
Слово учителя. Необычайно прекрасен и неповторим мир природы, воспетый русскими поэтами и композиторами в своих стихотворениях и песнях, созданных полотен художниками.
Никого не оставляют равнодушными картины раннего летнего утра, описываемого И.С.Никитиным, мы слышим раскаты грома, радуемся каплями дождя в стихотворении А.Н.Майкова «Под дождем».
Сегодня на уроке мы побываем с вами в мире природы, воспетом поэтами, художниками, композиторами. Урок пройдет в необычной форме. Мы побываем в гостях у биографов, литературоведов, художников, артистов, музыкантов.
Итак, отправляемся к биографам.
- Назовите тех авторов, с чьими стихотворениями вы познакомились дома
(И.С.Никитин, А.Н.Майков, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.Толстой, А.С. Пушкин).
- О чем прочитанные вами стихотворения?
- Каким настроением проникнуты стихотворения?
- Давайте поближе познакомимся с их авторами.
( Группа биографов читает биографии названных поэтов; группа артистов читает стихотворения этих авторов).
Учитель. Теперь отправляемся к литературоведам.
Вопросы. 1. О чем прочитанные стихотворения?
2. Какую роль в поэтическом произведении занимают «краски»?
(Работа со словарем литературоведческих терминов: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).
Учитель. Прислушаемся, вчитаемся в строки стихотворений и рассмотрим, как «работают» эти «краски» в конкретном поэтическом тексте.
( Учащиеся читают стихотворения, делают выводы).
Учитель:
- Назовите украинских поэтов ,которые воспели прекрасные картины природы.
(М.Рыльський „Перед грозою”, В.Сосюра „Гей, рум ’яні мої небограї”) .
- Прочитайте стихотворения о природе,написанные вами.
Выводы.
В поэзии есть вечные темы: любовь,возрождение,увядание,зима,весна,лето,осень. Все поэты по-разному воспроизводят времена года, хотя и вызывают похожие эмоциональные ощущения. Мы видим, что свои чувства, свое видение мира, свое отношение к природе поэты передают при помощи слов, т.е. при помощи изобразительных средств языка. А художники? Они это делают при помощи кисти и красок.
Сейчас отправляемся в гости к художникам.
( Слово предоставляется учителю изобразительного искусства).
Просмотр выставки рисунков, которые выполнили дети.
Вопрос: какими строками из стихотворений известных вам авторов можно подписать эти рисунки?
Учитель. Мы с вами убедились в том, что живопись передает красоту природы, чувства человека красками, поэзия – словами , а музыка? Музыка – звуками.
Отправляемся в гости к композиторам.
(Звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года» - «Подснежник»).
Задание. Прослушав это музыкальное произведение, попробуйте передать словом, какие чувства вызывает эта мелодия у вас?
Напишите сочинение – миниатюру «Разговор подснежника с березкой» или «Подснежник». (Звучит музыка, учащиеся работают.После написания зачитывается несколько работ).
Итог урока. Поэзия, живопись, музыка по-разному воспроизводят красоту природы, но вызывают похожие эмоциональные ощущения.
Домашнее задание. Закончить работу над сочинением. Вырабатывать технику чтения поэтических произведений. Попробовать написать свое стихотворение.