Конспект урока литературы в 7 классе "Картины природы в поэзии, живописи, музыке."

Про матеріал

Данная разработка урока знакомит учащихся с пейзажной лирикой и живописью ХІХ в.. Дает возможность показать детям красоту картин природы, созданных с помощью поэтического слова, их созвучие с миром живописи и музыки; продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами языка. Воспитывать любовь к поэзии, живописи, музыке; бережному отношению к родной природе.

Перегляд файлу

Урок литературы в 7 классе

 

Тема. Картины природы в поэзии, живописи, музыке.

 

Цель:  ознакомить учащихся с пейзажной лирикой и живописью ХІХ в.;

           показать красоту картин природы, созданных с помощью

           поэтического слова, их созвучие с миром живописи и музыки;

           продолжить работу над изобразительно-выразительными      

           средствами языка.

           Воспитывать любовь к поэзии, живописи, музыке; бережному

           отношению к родной природе.

Оборудование: выставка детских рисунков, репродукции картин,       грамзаписи альбома П.Чайковского « Времена года», портреты поэтов, художников, композиторов.

Тип урока: интегрированный.

 Межпредметные связи: украинская литература, изобразительное искусство, музыка.

 

Ход урока:

 

        Слово учителя. Необычайно прекрасен и неповторим мир природы, воспетый русскими поэтами и композиторами в своих стихотворениях и песнях, созданных полотен художниками.

Никого не оставляют равнодушными картины раннего летнего утра, описываемого И.С.Никитиным, мы слышим раскаты грома, радуемся каплями дождя в стихотворении А.Н.Майкова «Под дождем».

           Сегодня на уроке мы побываем с вами в мире природы, воспетом поэтами, художниками,  композиторами. Урок пройдет в необычной форме. Мы побываем в гостях у биографов, литературоведов, художников, артистов, музыкантов.

            Итак, отправляемся к биографам.

         -   Назовите тех авторов, с чьими стихотворениями вы познакомились дома

(И.С.Никитин, А.Н.Майков, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.Толстой, А.С. Пушкин).

         -   О чем прочитанные вами стихотворения?

         -   Каким настроением проникнуты стихотворения?

         -   Давайте поближе познакомимся с их авторами.

( Группа биографов читает биографии названных поэтов; группа артистов читает стихотворения этих авторов).

 

Учитель.  Теперь отправляемся к литературоведам.

Вопросы.   1. О чем прочитанные стихотворения?

                     2. Какую роль в поэтическом произведении занимают  «краски»?

 (Работа со словарем литературоведческих терминов: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).

 Учитель.  Прислушаемся, вчитаемся в строки стихотворений и рассмотрим, как «работают» эти «краски» в конкретном поэтическом тексте.

( Учащиеся читают стихотворения, делают выводы).

 

Учитель:

      -  Назовите украинских поэтов ,которые воспели прекрасные картины природы.

(М.Рыльський Перед грозою, В.Сосюра  Гей, рум яні мої небограї”) .               

      -  Прочитайте стихотворения о природе,написанные вами.

Выводы.

 В поэзии есть вечные темы: любовь,возрождение,увядание,зима,весна,лето,осень. Все поэты по-разному воспроизводят времена года, хотя и вызывают похожие эмоциональные ощущения. Мы видим, что свои чувства, свое видение мира, свое отношение к природе поэты передают при помощи слов, т.е. при помощи изобразительных средств языка. А художники? Они это делают при помощи кисти и красок.

 

          Сейчас отправляемся в гости к художникам.

( Слово предоставляется учителю изобразительного искусства).

Просмотр выставки рисунков, которые выполнили дети.

Вопрос: какими строками из стихотворений известных вам авторов можно подписать эти рисунки?

 

Учитель. Мы с вами убедились в том, что живопись передает красоту природы, чувства человека красками, поэзия – словами , а музыка? Музыка – звуками.

 

            Отправляемся в гости к композиторам.

(Звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года» - «Подснежник»).         

 Задание. Прослушав это музыкальное произведение, попробуйте передать словом, какие чувства вызывает эта мелодия у вас?                

 Напишите сочинение – миниатюру «Разговор подснежника с березкой» или «Подснежник». (Звучит музыка, учащиеся работают.После написания зачитывается несколько работ).

 

Итог урока. Поэзия, живопись, музыка по-разному воспроизводят красоту природы, но вызывают похожие эмоциональные ощущения.

 

Домашнее задание. Закончить работу над сочинением. Вырабатывать технику чтения поэтических произведений. Попробовать написать свое стихотворение.

doc
До підручника
Зарубіжна література 7 клас (Волощук Є.В.)
Додано
18 лютого
Переглядів
109
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку