«УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА»
Социально-психологический тренинг с элементами арт-терапии
ЧЕЛОВЕК НЕ МЫСЛИМ ВНЕ ОБЩЕСТВА
Л.Н.Толстой
ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ ЧЕЛОВЕК
НЕОБХОДИМ ЧЕЛОВЕКУ
Т.Г.Шевченко
НАСЛАЖДАТЬСЯ ОБЩЕНИЕМ –
ГЛАВНЫЙ ПРИЗНАК ДРУЖБЫ
Аристотель
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – ЭТО ПОНИМАНИЕ ТОГО,
ЧТО ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ, А НЕ ПОПЫТКИ
СДЕЛАТЬ ДРУГОГО «ЛУЧШЕ»
Владимир Борисов
ТОМУ, КТО САМ В СЕБЕ НЕ РАЗОБРАЛСЯ,
ДРУГОГО НЕ ДАНО ПОНЯТЬ
Михаил Мамчич
ВЫ НА МЕНЯ ТАК ГРОМКО КРИЧИТЕ,
ЧТО Я ВАС НЕ СЛЫШУ
NN
Цель тренинга:
- определить и осмыслить проблемы отношений в коллективе;
- создать условия для раскрытия и самопрезентации каждого участника;
- создать позитивное эмоциональное состояние и атмосферу доверия между
детьми и учителями;
- формировать коллективную сплоченность и взаимопонимание как в системе «ученик-
ученик», так в системе «ученик-учитель».
Оборудование и материалы:
- ноутбук;
- телевизор;
- цветная бумага – по количеству участников;
- ручки – по количеству участников;
- краски;
- цветные фломастеры;
- кисточки – по количеству участников;
- заготовка плаката на упражнение «МЫ»;
- клей;
- ножницы;
- влажные салфетки;
- заготовка фотографий участников;
- релаксационная музыка, быстрая музыка на разминку.
Участники: ученики- подростки ( 8 класс), учителя.
ХОД ТРЕНИНГА
1. Вступительное слово ведущего-тренера:
8 класс. Подростковый возраст. Период без сомнения сложный, но тем не менее очень важный. Это пора достижений, стремительного пополнения знаний, умений, становления нравственности и открытия своего "я", обретения новой социальной позиции. Наиболее благоприятными для развития личности подростка являются условия, которые создаются в процессе активного взаимодействия с другими людьми , осуществляемого в рамках коллектива.
ПОДРОСТОК. КОЛЛЕКТИВ. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.
Эти три слова и определили выбор формы проведения сегодняшнего мероприятия и его темы.
Почему тренинг? Тренинг – наиболее удачный метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков.
Какие именно знания, умения и навыки хотелось бы у вас развить? Этот вопрос обусловил выбор именно социально-психологического тренинга.
Социально-психологический тренинг – это совокупность методов развития коммуникативных качеств (т.е. умения общаться) и рефлексивных способностей ( т.е умения анализировать поведение других и свое), а также умение адекватно воспринимать себя и окружающих.
Если брать в общем, то с помощью СПТ корректируются межличностное взаимодействие и общение.
Почему с элементами арт-терапии? Творческие задания позволяют лучше раскрыться участникам и развивают креативность. А развитие креативности в учащихся и педагогов – методическая проблема не только области, школы, но и проблема, над которой работаю я, как психолог.
Название тренинга –«Учимся понимать друг друга» . Взаимопонимание – это то, что в нашем классе зачастую очень не хватает, как в отношениях между детьми, так и в отношениях между детьми и взрослыми. Вопрос толерантности, терпимости – очень актуальный в наше время.
Давайте обратим внимание на эпиграфы. Это высказывание известных вам людей, возможно незнакомых вам авторов и даже неизвестного автора. Все они, в том или ином отношении, отображают взаимоотношения между людьми ( зачитать ). Мы не будем их комментировать, а просто возьмем их к сведенью и используем как стимул для нашей сегодняшней активной работы.
Какая же цель нашего тренинга? Сегодня мы попробуем:
- определить и осмыслить, какие же есть проблемы в отношениях в нашем коллективе;
- создать атмосферу доверия и позитивных эмоций между детьми и учителями;
- разобраться в своих чувствах и чувствах других;
- высказать свое мнение о других и узнать их мнение о вас;
Надеюсь, сегодня мы лучше узнаем друг друга, возможно кого-то увидим совершенно с другой стороны, но в целом, научимся, хоть чуть-чуть, но ЛУЧШЕ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА!
2. Представление участников и гостей.
3. Оглашение правил тренинга
Тренинг имеет свои правила, которые важно соблюдать:
- Согласны ли вы с этими правилами? Тогда мы можем начинать!
4. Домашнее задание – видеоролик « Что о нашем классе думают другие?»
Цель: узнать мнение представителей школы в лице учеников, педагогов, медиков, что они думают о коллективе 8 класса.
- Обсуждение: - Что вы можете сказать по поводу вышесказанного? Правдиво или нет?
- Что вы можете сказать о классе? (слово участникам, гостям)
5. Упражнение «Самопрезентация»
Цель: помочь участникам показать свой характер, свои увлечение с помощью внешнего вида.
Задание: на тренинг нужно было прийти в образе, который бы отображал ваш характер или ваши увлечения.
- Самопрезентация. Обсуждение.
6. Упражнение «Ладошки»
Цель: помочь участникам узнать мнение других о них.
Задание: обвести ладошку, в центре написать ту форму имени, которой нравится, что бы вас называли. Передавать лист другим. На ладони другие пишут 1 плохое и 1 хорошее качество обладателя этого листа.
- Обсуждение: - Все ли написанные качества подходят вам?
- С чем вы согласны? С чем не согласны? Почему?
7. Упражнение-разминка «Атомы и молекулы»
Цель: снять эмоциональное напряжение, объединить участников.
Задание: под музыку хаотически двигаться по залу. По команде тренера объединится :
- по 2 участника;
- по 3;
- по 4;
- все вместе.
8. Упражнение-завершение «МЫ»
Цель: объединить участников, сформировать образ целостного коллектива, подвести итоги.
Задание: на ранее подготовленном плакате каждый участник оставляет отпечаток своей руки и приклеивает фото. Подписывает: «ЧТО НУЖНО, ЧТО БЫ НАШ КЛАСС СТАЛ САМЫМ ЛУЧШИМ, САМЫМ ДРУЖНЫМ, САМЫМ-САМЫМ…»
9. Рефлексия. Подведение итогов
-Что понравилось вам на тренинге? Что не понравилось?
МЫ ТАКИЕ, КАКИЕ МЫ ЕСТЬ. СО СВОИМИ ДОСТОИНСТВАМИ И НЕДОСТАТКАМИ. НО ЕСЛИ МЫ БУДЕМ ХОТЬ НЕМНОЖКО ТЕРПИМЕЕ И ВНИМАТЕЛЬНЕЙ ДРУГ К ДРУГУ – ТО ЖИТЬ НАМ БУДЕТ НАМНОГО ЛЕГЧЕ И ВЕСЕЛЕЙ!
Вручение подарков-буклетов «Стоит задуматься»
Слово гостям