«У ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЕРДЦА» УРОК ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ А.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»

Про матеріал
Цель: совершенствовать умения анализировать художественное произведение; формировать навыки вдумчивого чтения; развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать воображение, используя задания творческого характера; воспитывать на примере литературного героя суметь увидеть собственные внутренние качества: ответственность за поступки, уважение к чужому мнению, образу жизни, любовь к ближнему
Перегляд файлу

                                               «У ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЕРДЦА»

                      УРОК ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ А.ПЛАТОНОВА

                                                                «ЮШКА»

 

Цель: совершенствовать умения анализировать художественное произведение; формировать навыки вдумчивого чтения; развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать воображение, используя задания творческого характера; воспитывать на примере литературного героя суметь увидеть собственные внутренние качества: ответственность за поступки, уважение к чужому мнению, образу жизни, любовь к ближнему

 

Структура творческой мастерской:

1.Индуктор

2.Самоконтроль

3.Социоконструкция

4.Социализация

5.Афиширование

6.Разрыв

7.Рефлексия (самосознание)

 

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент

Слово учителя Сегодня, ребята, продолжая знакомство с произведением А.Платонова «Юшка», мы попробуем поработать в творческой мастерской.

 Идея мастерской: «Каждый должен раскрыть свои способности»

Девиз мастерской: «Делай по-своему, исходя из своего жизненного опыта, своих способностей и интересов»

Вы сами распределились в три творческие группы, у каждой группы есть мастер – ваш помощник ,по всем вопросам будете обращаться к нему

И н д у к т о р

2.Актуализация опорных знаний:

Слово учителя  Я приглашаю вас к серьезному разговору, где мы поразмышляем о любви к ближнему, о плохих и хороших поступках.  Говорят, что человек рождается с чистой душой и телом. У меня вопрос  - Откуда же потом появляются у людей злость, равнодушие, безразличие, черствость?

??? Для чего рождается человек на свет??? Вот как на этот вопрос ответил поет Дмитрий Голубков

Человек, как звезда рождается

Средь неясной, туманноймлечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается век за веком

Земля нетленная.

Человек, как звезда рождается,

Чтоб светлее стала Вселенная.

??? А как бы вы ответили на этот вопрос? Обсудите это в мастерской.

(ответы групп)

Вот так же на свет родился наш герой – Юшка.

 

 

??? Что же обозначает это слово?

(это кровь, животворящая жидкость

есть выражение «пустить юшку», т.е. избить до крови

юшка- это мясной или рыбный навар)

С а м о к о н т р о л ь

??? Как же на самом деле зовут нашего героя?

??? Что мы узнаем о нем?

Игра «Литературный марафон»

Работа в группе. Восстановите текст

Зовут героя_____________________________.Он работает в________________________.

Кем работает?________________________________________________________________.

Какую работу выполнял?______________________________________________________________.

Он жил(где?)_____________________________.Хозяин кормил его____________________________ и платил___________________________________.Но Юшка чаю__________и сахару___________.

Одежду носил________________летом______________________________________________

зимой____________________________________________________

(зовут героя Ефим Дмитриевич. Он работает в кузнице подручным помощником кузнеца. Он носил воду, песок и уголь, делал всякую работу, которую нужно было делать на кузнице. Жил он на квартире кузнеца, на кухне. Хозяин кормил его и платил ему семь рублей шестьдесят копеек в месяц.

Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал. Одежду носил долгие годы,  летом ходил в штанах и блузе, зимой надевал полушубок и валенки.)

С о ц и о к о н с т р у к ц и я

??? Прочитайте портрет героя. Почему автор особо выделяет глаза героя?

(это зеркало души, плачет душа, душой мы любим)

Слово учителяИллюстрации к произведению есть, но самого портрета к образу Юшки – нет.

У вас было творческое задание: найти картину известного художника, которая соответствовала бы портрету Юшки. Попробовать убедить нас с помощью текста, что ваша картина подходит к образу героя.

Защита работ творческих групп

 

(Картина Василия Андреевича Тропинина «Нищий».

Тропинина считают мастером реалистических портретов. Эта картина была создана в 1823 году, и за нее художник получил звание академика.

На этой картине художник особое внимание уделяет глазам, так и в портрете Юшки «глаза были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».

Этот старик смотрит на нас и говорит слова Юшки: «А чего я тебе, чем я вам мешаю?Я жить родителями приставлен ., я по закону родился…»

Картина Павла Александровича Сведомского «Юродивый»

Эта картина написана в 1883 году. За эту картину художник был удостоен звания почетного художника Петербургской академии художеств.

Мы считаем, что он похож на Юшку «старый на вид человек….он был мал ростом и худ….ходил он в штанах и блузе и босой»

Картина Николая Петровича Богданова-Бельского «Крестьянин»

Художник сам был выходцем из крестьян, учился живописи в императорской Академии художеств у Репина. В 1914 году становится членом Академии художеств за написание серии картин о крестьянской жизни и туда же входила картина «Крестьянин»

Здесь наш Юшка изображен в тот момент, когда летом он уходил из города

«В пути он отдыхал, дышал благоуханием трав и лесов…смотрел на белые облака…слушал голос рек…»

Юшке было 40 лет от роду, но болезнь давно уже мучала его и состарила раньше времени»

С о ц и а л и з а ц и я

Слово учителя Спасибо за вашу работу.

??? Какое чувство вы испытываете к нашему герою?

??? Он мешал кому- то жить?

??? Замечают ли взрослые в городе Юшку?

(замечают,, когда он утром идет на работу, говорят, что надо уже вставать, а вечером, когда возвращался с работы, говорили, что надо ужинать и ложиться спать.

Взрослые, когда их дети плохо учились, пугали их, что вырастут и будут ходить в лохмотьях, не будут пить чай с сахаром.

Если взрослые были злые, они вымещали зло на Юшке)

??? Были ли люди, которые жалели Юшку?

(кузнец, который приютил Юшку у себя дома и дал ему работу.Дочь кузнеца Даша, которая не раз спасала его от побоев людей)

??? Имел липраво человек вымещать зло на другом человеке?

??? Как Юшка реагировал на них?

??? Как дети относятся к Юшке?

??? Почему дети, которые только начинают жить, издеваются над ним?

(они копируют поведение взрослых)

???Что же  Юшка говорит о человеческих сердцах??

( меня народ любит.Сердце в людях бывает слепое)

??? Как вы понимает слова Юшки? Подберите синонимы к словосочетанию «слепое сердце»?

( не задумываются над своими поступками)(эгоизм, жестокость, равнодушие, самолюбие, злоба, не понимание другого)

Слово учителя Если у людей этого городка сердце «было слепое», то какое же сердце у Юшки?

Ющка живет, храня в сердце любовь: любовь к людям, любовь к жизни, любовь к природе

(на доске большое красное сердце)

У меня на доске прикреплено сердце Юшки красного цвета, потому что красный цвет – это цвет любви, жизнерадостности. В христианской мифологии красный цвет символизирует огонь Святого Духа, ад и мученичество – все это присуще нашему Юшке.

У каждой группы лежит сердце с надписью

1 группа         любовь к людям

2 группа         любовь к жизни

3 группа         любовь к природе

Наполните с помощью красок и кисточек сердца Юшки цветом. Главное в этой работе не красиво нарисовать, а постараться с помощью цвета передать ваши ассоциации и переубедить нас, что цвет вами выбран не случайно.

А ф и ш и р о в а н и е

Защита работ групп

1 группа  любовь к людям.

Мы закрасили сердце в желтый цвет, потому что этот цвет относится к теплым оттенкам - так и Юшка относится с теплотой к людям . Это цвет солнца, тепла – таким солнечным был и наш Юшка

2 группа любовь к жизни

Мы оставили сердце белым, т.к. это цвет чистоты, невинности, божественности, верности и мудрости – так и наш Юшка живет без злобы, с добротой в сердце и без злобы на людей

3 группа любовь к природе

Мы закрасили сердце в зеленый цвет, т.к. это цвет живой природы,гармонии, покоя – таким себя чувствовал среди природы

(сердечки вешаются на большое сердце Юшки)

 

??? А чем наполнены ваши сердца? У каждого из вас есть вот такие карточки плохих и хороших поступков. Говорят, что себя очень тяжело судить.  Подчеркните, хорошее и плохое в себе

                       ХОРОШЕЕ

ПЛОХОЕ

Никогда себя не ставлю выше других

Помогаю родителям

Не обижаю младших

Не обижаю слабых

Честно признаюсь во всем

Я верный друг

Люблю животных

Люблю родителей

Уважаю старших

Помогаю пожилым людям

 

 

 

 

Могу словом обидеть родителей

Переговариваюсь с родителями и старшими

Не помогаю дома

Обманываю близких

Равнодушен к чужим бедам

Сплетничаю, за спинами других

Завидую другим

Издеваюсь над животными

Могу ругаться

 

 

Слово учителя Обратите внимание на доску. Эти высказывания не случайно висят с начала урока.

1«Верю я, придет пора

  Силу подлости и злобы

 Одолеет дух добра» (Б. Пастернак)

 

2 «Провозглашать я стал любви

    И правды чистые ученья;

    В меня все ближние мои

    Бросали бешено каменья»  (М. Лермонтов)

 

3 «А он, мятежный, просит бури,

    Как будто в бурях есть покой»  (М. Лермонтов)

 

4 «Я счастлив счастием, мне чуждым,

    И грустен горестью чужой;

    Чужим несчастием и нуждам

     Готов помочь я всей душой»  (И.Суриков)

 

??? Подумайте! Какое из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка» и почему?

 

(1 группа« Мы выбираем первое высказывание Лермонтова,  потому что Юшка готов помочь чужим несчастиям и нуждам. Он помогал сироте. Дети бросают в него камни, смеются над ним, а он радуется и говорит, что они его любят»

2 группа  « Мы выбираем слова Пастернака, т.к. Юшка своим добрым сердцем, добрыми поступками пытается одолеть силу подлости и злобы»

3 группа  «Мы выбираем слова Сурикова, т.к. Ефим Дмитриевич готов помочь чужим несчастиям и нуждам, хотя сам нуждался в лечении, хорошем питании, но он жертвует собой ради сироты. Он все делал для того, чтобы людям было хорошо»

 

??? А почему ни одна группа не выбрала 3 эпиграф???

(т.к.  Юшка не бунтует,  он не мятежник, а тихий и безобидный человек.Он не просит бури, а призывает своим поведением к терпению)

Слово учителя Мы представили с вами полную картину жизненной картины Юшки. В сердце Ефима Дмитриевича жила огромная любовь ко всему, что его окружало. Идея рассказа в том, чтобы показать, что любовь порождает добро, а зло не может породить ничего.

 

Р а з р ы в

???  Наш герой умирает от руки веселого прохожего, который просто оскорбился, что Юшка впервые хотел защитить себя и заговорил с прохожим.

Что же узналиодносельчане после его смерти о нем?

??? Юшка умер. Поняли ли люди, что они поступали неправильно по отношению к Юшке?

(поняли, т.к.  все пришли на похороны и просили прощение)

Р е ф л е к с и я   (Самосознание)

??? Посидите минутку в тишине и подумайте! За что бы вы попросили прощение у Юшки???

Ответ начинайте со слов: «Прости нас, Юшка….»

(Прости, что меня не было рядом в тот момент, когда дети в тебя кидали камни

Прости, что не оказался рядом, когда избивал тебя прохожий…

Прости, что поздно уже все исправить ,т.к. дороги назад нет…

Я прошу прощение, за всех тех людей, которые принесли тебе душевную и физическую боль…

Прости, Юшка, что люди, которые окружали тебя, были такие бессердечные

Прости за то, что такие люди ходят по земле…

Слово учителяСегодня, ребята, ваши души прикоснулись к сердцу прекрасного человека. Приятно становится на душе от того, что до сих пор живут такие люди, которые согревают своей теплотой и любовью. Но горько, что мы перестали замечать, таких людей, сопереживать им, мы привыкли над ними просто смеяться, и это, наверно, самое страшное.

 

 

 

 

 

 

Игра «Литературный марафон» Работа в группе. Восстановите текст

Зовут героя_____________________________.Он работает в________________________.

Кем работает?________________________________________________________________.

Какую работу выполнял?______________________________________________________________.

Он жил(где?)_____________________________.Хозяин кормил его____________________________ и платил___________________________________.Но Юшка чаю__________и сахару___________.

Одежду носил________________    летом______________________________________________

зимой____________________________________________________

 

Игра «Литературный марафон» Ра бота в группе. Восстановите текст

Зовут героя_____________________________.Он работает в________________________.

Кем работает?________________________________________________________________.

Какую работу выполнял?______________________________________________________________.

Он жил(где?)_____________________________.Хозяин кормил его____________________________ и платил___________________________________.Но Юшка чаю__________и сахару___________.

Одежду носил________________    летом______________________________________________

зимой____________________________________________________

 

 

 

Игра «Литературный марафон» Ра бота в группе. Восстановите текст

Зовут героя_____________________________.Он работает в________________________.

Кем работает?________________________________________________________________.

Какую работу выполнял?______________________________________________________________.

Он жил(где?)_____________________________.Хозяин кормил его____________________________ и платил___________________________________.Но Юшка чаю__________и сахару___________.

Одежду носил________________    летом______________________________________________

зимой____________________________________________________

 

 

 

 

                       ХОРОШЕЕ

ПЛОХОЕ

Никогда себя не ставлю выше других

Помогаю родителям

Не обижаю младших

Не обижаю слабых

Честно признаюсь во всем

Я верный друг

Люблю животных

Люблю родителей

Уважаю старших

Помогаю пожилым людям

 

 

 

 

Могу словом обидеть родителей

Переговариваюсь с родителями и старшими

Не помогаю дома

Обманываю близких

Равнодушен к чужим бедам

Сплетничаю, за спинами других

Завидую другим

Издеваюсь над животными

Могу ругаться

 

 

 

                       ХОРОШЕЕ

ПЛОХОЕ

Никогда себя не ставлю выше других

Помогаю родителям

Не обижаю младших

Не обижаю слабых

Честно признаюсь во всем

Я верный друг

Люблю животных

Люблю родителей

Уважаю старших

Помогаю пожилым людям

 

 

 

 

Могу словом обидеть родителей

Переговариваюсь с родителями и старшими

Не помогаю дома

Обманываю близких

Равнодушен к чужим бедам

Сплетничаю, за спинами других

Завидую другим

Издеваюсь над животными

Могу ругаться

 

 

 

                       ХОРОШЕЕ

ПЛОХОЕ

Никогда себя не ставлю выше других

Помогаю родителям

Не обижаю младших

Не обижаю слабых

Честно признаюсь во всем

Я верный друг

Люблю животных

Люблю родителей

Уважаю старших

Помогаю пожилым людям

 

 

 

 

Могу словом обидеть родителей

Переговариваюсь с родителями и старшими

Не помогаю дома

Обманываю близких

Равнодушен к чужим бедам

Сплетничаю, за спинами других

Завидую другим

Издеваюсь над животными

Могу ругаться

 

 

1«Верю я, придет пора

  Силу подлости и злобы

 Одолеет дух добра» (Б. Пастернак)

 

2 «Провозглашать я стал любви

    И правды чистые ученья;

    В меня все ближние мои

    Бросали бешено каменья»  (М. Лермонтов)

 

3 «А он, мятежный, просит бури,

    Как будто в бурях есть покой»  (М. Лермонтов)

 

4 «Я счастлив счастием, мне чуждым,

    И грустен горестью чужой;

    Чужим несчастием и нуждам

     Готов помочь я всей душой»  (И.Суриков)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
14 травня 2019
Переглядів
1226
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку