ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Класс: 3
Тема. Н. Яночкина «Маленький садовник»
Цель: познакомить учащихся с рассказом Н. Яночкиной; совершенствовать навыки чтения и выразительности; расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся; развивать речь, мышление, память; воспитывать любовь к труду, стремление познавать новое и интересное.
Оборудование: пословицы, иллюстрации с изображением различных видов растений, детские рисунки, иллюстрации, презентация, выставка книг, комнатные цветы.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
1. Настрой на работу
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать и читать
Рассуждать и отвечать
Можем мы урок начать?
-
Ребята, у нас много гостей сегодня, повернитесь, поприветствуйте их.
-
Давайте улыбнёмся друг-другу и с хорошим настроением приступим к работе. Сегодня на уроке вашу дорогу знаний будет освещать солнышко удачи. Ведь ученику удача-учителю радость.
-
С таким настроем, можем начинать нашу плодотворную работу.
ІІ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
1.Выразительное чтение учащимися отрывка из сказки П. Ершова «Конек -горбунок»
-
Ребята, давайте вспомним с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (сказка Конек - горбунок)
-
Докажите что это сказка. Назовите признаки сказки. (присутствие фантастических героев, троекратное повторение, положительные и отрицательные герои, чудесные превращения, сказочный язык, добро побеждает зло)
-
Какие главные действующие лица? (Иван, конек, кобылица)
-
Это сказка авторская или народная?(авторская)
-
Кто автор этой сказки?(Петр Ершов)
-
Что вы запомнили об авторе?
-
Вашим домашним заданием было нарисовать рисунок к наиболее понравившемуся отрывку из сказки. Посмотрите какие разнообразные работы у вас получились.
-
Кто хочет прочитать отрывок?
-
Молодцы! Вы все хорошо потрудились дома! (оценивание)
2. Выставка рисунков.
ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
-
За хорошую подготовку домашнего задания, я вам приготовила еще одно интересное задание.
-
Соберите из букв слово (садовник)
-
Кто такой садовник? ( Садо́вник — специалист по уходу за садом или любым озеленённым объектом.)
-
Мы с вами совсем недавно на уроке русского языка закончили тему «Корень слова. Однокоренные слова».
-
Напомните, какие слова называют однокоренными? (слова, у которых есть общая часть, и что-то общее в значении)
-
Подберите однокоренные слова к этому слову (сад, садить, садик, садовод)
-
Ребята, закройте глазки и прослушайте сад, садовник, садовый… Что вы представляете, когда слышите эти слова? (цветы, человека, который ухаживает за цветами)
-
А давайте теперь на каждую букву слова «Садовник», подберем по 1 цветку (сирень, анютины глазки, душица, одуванчик, василек, незабудка, ирис, календула)
-
Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете цветы. Вспомним уроки природоведения. Что мы знаем о цветах? (это самая распространенная группа, растут повсюду, очень разнообразны)
ІV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
Беседа (во время рассказа видео с разными иллюстрациями цветов)
-
Нашу планету часто называют «голубой», так как на ней много водоемов, еще ее называют «зеленой» , потому что на ней много растений.
-
Велик растительный мир Земли: почти полмиллиона видов растений, разнообразных по размерам, внешнему виду и образу жизни, населяют нашу планету. Одни – гиганты, другие видны только при сильном увеличении, одни отличаются сложнейшим строением, другие – просты и состоят всего лишь из одной клетки. Одни имеют роскошную окраску, другие – бесцветны. Одни живут на суше, другие – обитатели водных просторов.
-
В этом необъятном многообразии немало удивительных растений, которые могут расти без почвы, могут питаться насекомыми и даже птицами, помогают человеку своими целебными свойствами.
-
Вот такой разнообразный и прекрасный мир растений!
-
Работа над стихотворением.
-
Ребята нашего класса на сегодняшний урок приготовили стихотворение о цветах. Прослушайте его и ответьте на вопрос: «Каким вы представляете цветок»?
Неподалеку от дорожки
Стоит цветок на тонкой ножке.
И водит круглой головой
Над первой, робкою травой-
Следит широким глазом
За всем на свете разом!
За ветерками на реке,
И облаками вдалеке,
И за шмелем в пижаме,
И – с ужасом – за нами…
-
Вам понравилось стихотворение?
-
Ребята, каким же все- таки вы представляете цветок?
-
Почему цветок с «ужасом следит за нами»? (потому что очень часто, человек совсем не понимая того, наносит вред растениям, и цветы не зная чего ожидать от людей с опаской смотрят на нас)
-
Почему многие растения стали редкими?
V. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
-
Мы говорим, что цветы с опаской смотрят на нас, но на уроке познакомимся с произведением Нины Яночкиной «Маленький садовник» и узнаем почему на мальчика из этого произведения цветы смотрели с любовью и обожанием.
VI. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
-
Знакомство с автором.
-
Ребята, с произведениями Нины Яночкиной мы еще не знакомились и в учебнике о ней не написано ни строчки .
-
Но наш юный филолог _________ подготовил короткое сообщение об авторе. Послушаем его.
-
Детская писательница Нина Яночкина родилась 12 января 1932. Во время войны, находясь в эвакуации, от болезни и голода потеряла зрение.
-
Закончила среднюю школу, а затем Курское музыкальное училище по классу баяна, работала учителем пения, баянистом в клубе, так же закончила Литературный институт.
-
Стала писателем, писала не только стихи, но и прозу для детей младшего школьного возраста.
-
Первые ее книжки для детей – «Красные подснежники», «Синее коромысло», «Кто умней», «Что увидела сорока», «У кого на языке молоко».
-
В книгах Нины Яночкиной замечательные, необычные герои — домашние питомцы, жуки, птицы. У каждого свой характер и привычки, любимые игры и затеи.
-
Посмотрите на портрет Нины Яночкиной какие добрые у нее глаза. Она очень любила детей, много писала именно для них. Обратите внимание на экран – это книги Нины Яночкиной. На перемене, у кого будет желание, может посетить библиотеку и взять понравившуюся книгу.
-
Работа над рассказом Н. Яночкиной «Маленький садовник»
-
Чтение учителем
-
Будьте внимательны во время моего чтения, потому что после мы выполним интересное задание.
-
Понравился ли вам рассказ?
-
Аудирование (с. 140 учебник)
-
Проверим насколько внимательны вы были во время чтения.
-
Проведем аудирование. У вас на партах лежат веера. Я читаю вопрос, а вы с помощью веера показываете ответ.
-
Как было в доме, где жил Коля с родителями?
-
Все было уставлено ящичками с землей для цветов;
-
Все сверкало белизной и чистотой и нигде ни травинки;
-
В квартире не было растений, зато под окном был цветник.
-
Что нравилось Коле в доме у дедушки?
-
Там было так же чисто и красиво, как дома.
-
Там было много ящичков, горшочков с растениями;
-
Там было много вкусного варенья.
-
Что попросил Коля у дедушки?
-
Рассады
-
Меду
-
Семян
-
Почему Коля ничего не рассказывал о своем садике?
-
Боялся, что ему запретят там работать;
-
Не хотел, что бы кто – то любовался его цветами;
-
Любил тайны.
-
Каким по вашему был Коля?
-
Капризным фантазером;
-
Самостоятельным и трудолюбивым;
-
Любознательным, но нетерпеливым.
-
Я вижу, что вы были внимательны во время моего чтения и легко справились с аудированием. Молодцы!
-
Теперь мы можем переходить к чтению этого рассказа.
-
Словарная работа
-
В тексте вам встретятся слова :
-
Бирка – пластинка (из дерева, картона, кожи, металла) с номером или надписью на багаже, товаре и т. п. (для обозначения веса, места назначения, изготовления, состава, владельца и прочего).
-
Состязания – соревнование в чем – либо
-
Извилистый - извивающийся, вьющийся, изгибистый, излучистый, змеистый,
-
Обьясните значение слова извилистый. Подберите синонимы к этому слову.
-
Чтение хорошо читающими детьми
-
Беседа по содержанию
-
Опишите, каким вы себе представляете Колю?
-
Каким был дом, в котором жил Коля? Это плохо?
-
Почему Коле нравилось бывать у дедушки Степана? Прочитайте.
-
О чем попросил Коля дедушку Степана?
-
Как Коля помогал дедушке?
-
Это заинтересовало папу? Как об этом сказано в тексте? (Папа даже про футбол не стал читать)
-
Как вы думаете, Коля переживал о том, как папа отнесется к его труду?
-
А как папа отнесся к Колиной тайне?
-
Как вы считаете разрешит мама Коле поставить ящички с землей?
-
В чем заключается основная мысль текста?
-
Физкультминутка
VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
-
Чтение разных видов.
-
Потренируемся в чтении этого рассказа. Начнем читать по цепочке.
-
Этот отрывок мы прочитаем по ролям. Кто действующие лица в этом отрывке? (Коля, дедушка, автор)
-
Коля ___________, дедушка ___________, автор _______________.
-
Далее читает_________.
-
Работа по иллюстрации. Выборочное чтение
-
Художник сделал иллюстрацию к этому произведению. Рассмотрите ее и скажите, кто изображен на рисунке?
-
Где происходят события? В какое время года?
-
Найдите и прочитайте эпизод, который соответствует рисунку.
-
Какую бы иллюстрацию нарисовали вы? К какому эпизоду?
VIII. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
-
Работа над пословицами
-
Всякое умение трудом дается.
-
Какие труды, такие и плоды.
-
Я подобрала 2 пословицы к этому рассказу. Прочитаем их вместе.
-
Ребята, что обозначают эти пословицы?
-
Какая из пословиц более точно подходит к произведению?
-
А какие пословицы подобрали бы вы?
-
Итог урока
-
С каким рассказом мы познакомились сегодня?
-
Чему учит этот рассказ?
-
Чего достиг Коля?
-
Как это его характеризирует?
-
Как надо относиться к растениям?
-
Ребята, Коля создавал сад у себя дома, а мы создадим в классе, у каждого из вас на партах лежит цветочек. Возьмите его и раскрасьте серединку если вам понравился урок и было легко, зеленым цветом.
-
Если вы испытывали трудности на уроке, то желтым, а если вам урок не понравился, то красным. Таким образом на перемене мы посадим наши цветочки на поляну и у нас будет свой сад.
ІХ . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1 группа – выразительно прочитать рассказ и ответить на вопросы
2 группа – читать и пересказывать рассказ
3 группа - прочитать рассказ и продумать продолжение.