26 вересня о 18:00Вебінар: Особливості статевого виховання у школах України

"Урок литературного чтения (3 класс) Нина Яночкина " Маленький садовник""

Про матеріал
Конспект урока литературного чтения для школ с русским языком обучения. Урок подразумевает серьезные виды работ, которые интересны детям!
Перегляд файлу

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Класс: 3

Тема. Н. Яночкина «Маленький садовник»

Цель: познакомить учащихся с рассказом Н. Яночкиной; совершенствовать навыки чтения и выразительности; расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся; развивать речь, мышление, память; воспитывать любовь к труду, стремление познавать новое и интересное.

Оборудование: пословицы, иллюстрации  с изображением различных видов растений, детские рисунки, иллюстрации, презентация, выставка книг,  комнатные цветы.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1. Настрой на работу

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать и читать

Рассуждать и отвечать

Можем мы урок начать?

  • Ребята, у нас много гостей сегодня, повернитесь, поприветствуйте их.
  • Давайте улыбнёмся друг-другу и с хорошим настроением приступим к работе. Сегодня на уроке вашу дорогу знаний будет освещать солнышко удачи. Ведь ученику удача-учителю радость.
  • С таким настроем, можем начинать нашу плодотворную работу.

ІІ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1.Выразительное чтение учащимися отрывка из сказки П. Ершова «Конек -горбунок»

  • Ребята, давайте вспомним с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (сказка Конек - горбунок)
  • Докажите что это сказка. Назовите признаки сказки. (присутствие фантастических героев, троекратное повторение, положительные и отрицательные герои, чудесные превращения, сказочный язык, добро побеждает зло)
  • Какие главные действующие лица? (Иван, конек, кобылица)
  • Это сказка авторская или народная?(авторская)
  • Кто автор этой сказки?(Петр Ершов)
  • Что вы запомнили об авторе?
  • Вашим домашним заданием было нарисовать рисунок к наиболее понравившемуся отрывку из сказки. Посмотрите какие разнообразные работы у вас получились.
  • Кто хочет прочитать отрывок?
  • Молодцы! Вы все хорошо потрудились дома! (оценивание)

 

2. Выставка рисунков.

 

ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

  • За хорошую подготовку домашнего задания, я вам приготовила еще одно интересное задание.
  • Соберите из букв  слово (садовник)
  • Кто такой садовник? ( Садо́вник — специалист по уходу за садом или любым озеленённым объектом.)
  • Мы с вами совсем недавно на уроке русского языка закончили тему «Корень слова. Однокоренные слова».
  • Напомните, какие слова называют однокоренными? (слова, у которых есть общая часть,  и что-то общее в значении)
  • Подберите однокоренные слова к этому слову (сад, садить, садик, садовод)
  • Ребята, закройте глазки и прослушайте сад, садовник, садовый… Что вы представляете, когда слышите эти слова? (цветы, человека, который ухаживает за цветами)
  • А давайте теперь на каждую букву слова «Садовник», подберем по 1 цветку (сирень, анютины глазки, душица, одуванчик, василек, незабудка, ирис, календула)
  • Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете цветы. Вспомним уроки природоведения. Что мы знаем о цветах?  (это самая распространенная группа, растут повсюду, очень разнообразны)

ІV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Беседа (во время рассказа видео с разными иллюстрациями цветов)
  • Нашу планету часто называют «голубой», так как на ней много водоемов, еще  ее называют «зеленой» , потому что на ней много растений.
  • Велик растительный мир Земли: почти полмиллиона видов растений, разнообразных по размерам, внешнему виду и образу жизни, населяют нашу планету. Одни – гиганты, другие видны только при сильном увеличении, одни отличаются сложнейшим строением, другие – просты и состоят всего лишь из одной клетки. Одни имеют роскошную окраску, другие – бесцветны. Одни живут на суше, другие – обитатели водных просторов.
  • В этом необъятном многообразии немало удивительных растений, которые могут расти без почвы, могут питаться насекомыми и даже птицами, помогают человеку своими целебными свойствами.
  • Вот такой разнообразный  и прекрасный мир растений!
  1. Работа над стихотворением.
  • Ребята нашего класса на сегодняшний урок приготовили стихотворение о цветах. Прослушайте его и ответьте на вопрос: «Каким вы представляете цветок»?

 

Неподалеку от дорожки

Стоит цветок на тонкой ножке.

И водит круглой головой

Над первой, робкою травой-

Следит широким глазом

 

За всем на свете разом!

За ветерками на реке,

И облаками вдалеке,

И за шмелем в пижаме,

И – с ужасом – за нами…

 

  • Вам понравилось стихотворение?
  • Ребята, каким же все- таки вы представляете цветок?
  • Почему цветок с «ужасом следит за нами»? (потому что очень часто, человек совсем не понимая того, наносит вред растениям, и цветы не зная чего ожидать от людей с опаской смотрят на нас)
  • Почему многие растения стали редкими?

V. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

  • Мы говорим, что цветы с опаской смотрят на нас, но на уроке познакомимся с произведением Нины Яночкиной «Маленький садовник» и узнаем почему на мальчика из этого произведения цветы смотрели с любовью и обожанием.

VI. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Знакомство с автором.
  • Ребята,  с произведениями Нины Яночкиной мы еще не знакомились и в учебнике о ней не написано ни строчки .
  • Но наш юный филолог     _________  подготовил короткое сообщение об авторе. Послушаем его.
  • Детская писательница Нина Яночкина родилась 12 января 1932. Во время войны, находясь в эвакуации, от болезни и голода потеряла зрение. 
  • Закончила среднюю школу, а затем Курское музыкальное училище по классу баяна, работала учителем пения, баянистом в клубе, так же закончила Литературный институт.
  •  Стала писателем, писала не только стихи, но и прозу для детей младшего школьного возраста.
  • Первые ее книжки для детей – «Красные подснежники», «Синее коромысло», «Кто умней», «Что увидела сорока», «У кого на языке молоко».
  • В книгах Нины Яночкиной замечательные, необычные герои — домашние питомцы, жуки, птицы. У каждого свой характер и привычки, любимые игры и затеи.
  • Посмотрите на портрет Нины Яночкиной какие добрые у нее глаза. Она очень любила детей, много писала именно для них. Обратите внимание на экран – это книги Нины Яночкиной. На перемене, у кого будет желание, может посетить библиотеку и взять понравившуюся книгу.
  1. Работа над рассказом Н. Яночкиной «Маленький садовник»
  1. Чтение учителем
  • Будьте внимательны во время моего чтения, потому что после мы выполним интересное задание.
  • Понравился ли вам рассказ?
  1. Аудирование (с. 140 учебник)
  • Проверим насколько внимательны вы были во время чтения.
  • Проведем аудирование. У вас на партах лежат веера. Я читаю вопрос, а  вы с помощью веера показываете ответ.
  • Как было в доме, где жил Коля с родителями?
  1. Все было уставлено ящичками с землей для цветов;
  2. Все сверкало белизной и чистотой и нигде ни травинки;
  3. В квартире не было растений, зато под окном был цветник.
  • Что нравилось Коле в доме у дедушки?
  1. Там было так же чисто и красиво, как дома.
  2. Там было много ящичков, горшочков с растениями;
  3. Там было много вкусного варенья.
  • Что попросил Коля у дедушки?
  1. Рассады
  2. Меду
  3. Семян
  • Почему Коля ничего не рассказывал о своем садике?
  1. Боялся, что ему запретят там работать;
  2. Не хотел, что бы кто – то любовался его цветами;
  3. Любил тайны.
  • Каким по вашему был Коля?
  1. Капризным фантазером;
  2. Самостоятельным и трудолюбивым;
  3. Любознательным, но нетерпеливым.
  • Я вижу, что вы были внимательны во время моего чтения и легко справились с аудированием. Молодцы!
  • Теперь мы можем переходить к чтению этого рассказа.
  1. Словарная работа
  • В тексте вам встретятся слова :
  • Бирка –  пластинка (из дерева, картона, кожи, металла) с номером  или надписью на багаже, товаре и т. п. (для обозначения веса, места назначения, изготовления, состава, владельца и прочего).
  • Состязания – соревнование в чем – либо
  • Извилистый -  извивающийся, вьющийся, изгибистый, излучистый, змеистый,
  • Обьясните значение слова извилистый. Подберите синонимы к этому слову.
  1. Чтение хорошо читающими детьми
  2. Беседа по содержанию
  • Опишите, каким вы себе представляете Колю?
  • Каким был дом, в котором жил Коля? Это плохо?
  • Почему Коле нравилось бывать  у дедушки Степана? Прочитайте.
  • О чем попросил Коля дедушку Степана?
  • Как Коля помогал дедушке?
  • Это заинтересовало папу? Как об этом сказано в тексте? (Папа даже про футбол не стал читать)
  • Как вы думаете, Коля переживал о том, как папа отнесется к его труду?
  • А как папа отнесся к Колиной тайне?
  • Как вы считаете разрешит мама Коле поставить ящички с землей?
  • В чем заключается основная мысль текста?
  1.  Физкультминутка

VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

  1. Чтение разных видов.
  • Потренируемся  в чтении этого рассказа. Начнем читать по цепочке.
  • Этот отрывок мы прочитаем по ролям. Кто действующие лица в этом отрывке? (Коля, дедушка, автор)
  • Коля ___________, дедушка ___________, автор _______________.
  • Далее читает_________.
  1. Работа по иллюстрации. Выборочное чтение
  • Художник сделал иллюстрацию к этому произведению. Рассмотрите ее и скажите, кто изображен на рисунке?
  • Где происходят события? В какое время года?
  • Найдите и прочитайте эпизод, который соответствует рисунку.
  • Какую бы иллюстрацию нарисовали вы? К какому эпизоду?

VIII. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ

  1. Работа над пословицами
  • Всякое умение трудом дается.
  • Какие труды, такие и плоды.
  • Я подобрала 2 пословицы к этому рассказу. Прочитаем их вместе.
  • Ребята, что обозначают эти пословицы?
  • Какая из пословиц более точно подходит к произведению?
  • А какие пословицы подобрали бы вы?
  1. Итог урока
  • С каким рассказом мы познакомились сегодня?
  • Чему учит этот рассказ?
  • Чего достиг Коля?
  • Как это его характеризирует?
  • Как надо относиться к растениям?
  • Ребята, Коля создавал сад у себя дома, а мы создадим в классе, у каждого из вас на партах лежит цветочек.  Возьмите его и раскрасьте серединку если вам понравился урок и было легко, зеленым цветом.
  • Если  вы испытывали трудности на уроке, то желтым, а если вам урок  не понравился, то красным. Таким образом на перемене мы посадим наши цветочки на поляну  и у нас будет свой сад.

ІХ . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1 группа – выразительно прочитать рассказ и ответить на вопросы

2 группа – читать и пересказывать рассказ

3 группа  - прочитать рассказ и продумать продолжение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
31 березня
Переглядів
147
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку