На підставі знань учнів про будову атомів металів, про особливості хімічного зв'язку, властивості металів - простих речовин, познайомити учнів з поширенням металів в природі, з природними сполуками металів. Дати поняття про рудах і металургії, розглянути загальні способи отримання металів, продемонструвати способи отримання металів, узагальнити і систематизувати знання учнів про особливості отримання металів і їх географії; про наукові принципи, виробництва металів і сплавів; про природні з'єднаннях заліза на основі чорної металургії. Поглибити знання учнів, отримані з курсів хімії та географії
Коммунальное учреждение "Днепровская общеобразовательная школа I-III ступеней №1" Водянского сельского совета Каменка - Днепровского района Запорожской области
Урок на тему:
Металлические руды. Общие методы получения металлов.
Металлы и сплавы в современной технике. Металлургия Украины
Учитель химии, СВК
Бондарь Татьяна Владимировна
Тема урока:
Металлические руды. Общие способы получения металлов и сплавов. Использование металлов в современной технике. Металлургия Украины.
Цель: Образовательная
- На основании знаний учащихся о строении атомов металлов, об особенностях химической связи, свойствах металлов – простых веществ, познакомить учащихся с распространением металлов в природе, с природными соединениями металлов. Дать понятие о рудах и металлургии, рассмотреть общие способы получения металлов, продемонстрировать способы получения металлов, обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях получения металлов и их географии; о научных принципах, производства металлов и сплавов; о природных соединениях железа на основе черной металлургии. Углубить знания учащихся, полученные из курсов химии и географии.
Развивающая
- Развивать умение учащихся анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы на основании уже имеющихся и вновь полученных знаний, как по химии, так и по другим дисциплинам. Прививать навыки поисковой и самостоятельной работы. Продолжить работу над формированием навыков по применению знаний при решении теоретических и практических задач (формирование предметной компетентности).
Воспитательная
- Содействовать в ходе урока формированию научного мировоззрения, коммуникативной и информационной компетенции. Формировать профориентационное направление у учащихся. Воспитывать патриотические чувства у учащихся, прививать познавательный интерес к предмету, развивать экологическую и эстетическую культуру, используя интерактивные методы.
Методы и способы: информационные, интерактивные и словесные.
Оборудование: мультимедийное оборудование, диск с записью презентации, коллекция руд, учебники по химии и географии.
Меж. предметные связи: химия, география, история, материаловедение.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент, приветствие (1-2 мин) (Слайд 1)
Здравствуйте дорогие ученики и гости нашего урока. Вы сегодня присутствуете, на необычном уроке вы видите перед собой двух преподавателей, которые будут вести сегодняшний урок. Но перед тем как объявить тему нашего урока. Я хочу процитировать слова Д.И.Менделеева. «Путь к развитию, и в конце концов, к счастью человека лежит через труд» трудом ученый называет не какую ни будь работу, а работу осмысленную, нужную людям. Я и Светлана Владимировна счастливы будем увидеть именно такую работу на уроке. Мы хотим, чтобы вы были уверены в себе, довольны работой на сегодняшнем уроке. Мы желаем вам успеха. Улыбнитесь, и к вам придет хорошее настроение.
Постановка темы и целей урока. (Слайд 2) (5 мин.)
И так тема нашего необычного урока: «Металлические руды. Общие способы получения металлов, металлы и сплавы. Металлургия Украины» (запись в тетрадь).
Учитель географии. Посмотрите на доску и скажите, какие слова вам знакомы (металлы, сплавы). Определяем цели урока вместе с учениками. (Слайд №3.)
Познакомиться с природными соединениями металлов и с самородными металлами; дать понятие о рудах и металлургии, рассмотреть такие ее разновидности, как пиро–, гидро–, электрометаллургия. (Напомнить о планах конспектах.)
Обратите внимание, что у вас на столах лежат листы, в которых написаны вопросы, в течение урока вы должны ответить на вопросы и за проделанную работу вы получите оценки сразу по двум предметам химии и географии. Ну что бы легче вам было ответить на вопросы, вы можете пользовать учебниками, презентацией, картой, таблицей. (Листочки вы подписываете) стр. в учебнике по химии 10 класс авт. Ярошенко О.Г. 190 – 195
2. Актуализация опорных знаний. (5 мин.)
Учитель химии: И так вы знаете тему урока, определили цели, ну что бы перейти к изучению данной теме давайте с вами вспомним, что же такое металлы и для этого мы с вами проведем небольшой блиц опрос по тем темам, которые мы с вами изучили на уроках химии. (Слайд №4.)
1.Где в п.с. располагаются металлы
(во всех группах п.с.)
2.Назовите физические свойства металлов
(высокая электропроводность, теплопроводность, пластичность, металлический блеск)
3. Все ли металлы реагируют с неметаллами
(благородные не реагируют)
4.Под влиянием окружающей среды все ли металлы поддаются коррозии
(не коррозируют благородные металлы, и металлы, покрытые оксидной пленкой, например, АL)
5. В природе металлы встречаются в виде…
(в самородном и в виде руды)
6.На какие отросли делится металлургия
(черная и цветная)
3. Изучение нового материала. (25 мин.)
Учитель географии. Как вы думаете, металлы в природе встречаются в виде чего? Металлы в природе встречаются в трёх формах: в свободном виде, в самородном виде и в виде, только в виде соединений (Слайд №5) показ коллекции.
Вся история человечества неразрывно связана с использованием металлов. Не случайно важнейшие этапы в развитии человеческого общества получили название по применению металлов: медный, бронзовый, железный. Металл нужен всюду. Металл – это машины, каркасы промышленных корпусов, мостов, плотин, электростанций.
Учитель химии: И так вы уже знаете, что металлы в природе находятся преимущественно в виде соединениях металлических рудах. Но для того что бы получить нужный метал как вы думаете, что нужно сделать. (приб. ответ) А как вы думаете как называется отрасль промышленности которая занимается получением металлов -- металлургия, (получение металлов из их соединений), что же такое металлургия ответ на это т вопрос вы дате сами с помощи учебника. Открой учебник, и найдите ответ на этот вопрос. И не забывайте о своих планах конспектах. (Слайд №6)
А что такое сплавы (это однородные смеси двух или более металлов, могут содержать и неметаллы).
Ученые - металлурги изобрели разные способы получения металлов. (Слайды 7-11) Промышленные способы получения металлов. Способы получения металлов обычно разделяют на три типа:
Пирометаллургические (восстановление при высоких температурах);
Гидрометаллургические (восстановление из солей в растворах);
Єлектрометаллургические (электролиз раствора или расплава).
Пирометаллургически получают: чугун, сталь, медь, свинец, никель, хром и другие металлы.
Гидрометаллургически получают: золото, цинк, никель и некоторые другие металлы.
Электрометаллургически получают: щелочные и щёлочноземельные металлы, алюминий, магний и другие металлы.
Пирометаллургический – это восстановление металлов из их оксидов с помощью восстановителей: Н2, СО, С – при высокой t0С
Первые 3 способа это получение металлов для цветной металлургии, которую мы с вами будем изучать на следующих уроках. А вот пирометаллургия более подходит для нашего урока, так как это процесс переработки железных руд на заводах черной металлургии. Фильм о получении чугуна и стали.
А что получают при переработке железа (чугун и сталь).
А что такое чугун и сталь ответ вы найдете в учебник.
Чугун – сплав на основе железа, содержащий от 2 до 4,5 % углерода, марганца, кремния, фосфора, серы. Серый чугун
Белые чугун
Сталь – сплав на основе железа, содержащий менее 2% углерода.
Углеродистая сталь (мягкая, средняя – детали машин, трубы, болты, гвозди, скрепки; твёрдая – различные инструменты)
Легированная сталь (самолёто -, ракето- и судостроение и.т.д.) (Сайд №12-13)
Учитель географии. Ребята, вспомните, какую вы знаете металлургию? (черную и цветную)
К черным металлам относятся: железо, марганец и хром. Металлургия черная включает весь процесс производства металлов: добычу и подготовку руд, топлива, выпуск металла, производство вспомогательных материалов (огнеупоров, кислорода и т.п.). Поэтому в металлургическом производстве широко развито комбинирование, т.е. объединение на одном предприятии (комбинате) несколько технологически и экономически связанных между собой производств различных отраслей. Размещение большинства предприятий полного цикла ориентируются на источники сырья и на источники топлива (кокса). Назовите основные районы добычи ресурсов для черной металлургии: Криворожский бассейн, Белозерский, Кременчугский и др.
Так как выплавка черных металлов - производство материалоемкое, металлургические заводы полного цикла размещаются в основном в районах добычи железной руды или коксующегося угля, или между ними. Назовите самые крупные комбинаты Украины: АрселорМиттал Кривой Рог (ранее — «Криворожсталь»), Запорожсталь, Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича, Металлургический комбинат «Азовсталь». (слайд №14 - 20)
Учитель химии: Экологические проблемы черной металлургии. (слайды №21 – 28)
Черная металлургия является значительным загрязнителем окружающей среды. С работой металлургических комбинатов связаны такие экологические проблемы: "лисьи хвосты" (выбросы оксидов азота), которые вызывают кислые дожди, загрязнение водоемов, почв и т.д. Для решения проблем, связанных с черной металлургией, следует внедрять новые технологии плавления металла, обустраивать очистные сооружения, использовать отходы металлургии в других производствах. Например, коксовый газ - для синтеза азотных удобрений, шлаки доменного производства - в цементной промышленности. Объяснения учителя. Обсуждение проблемы.
4. Подведение итогов урока. (5 мин.)
Рефлексия.
Понравился ли вам наш урок?
Чем именно? (Слайд № 29)
Достиг ли мы с вами цели нашего урока?
Ваши пожелания, что дальнейшего проведения таких уроков
(Слайд № 30 – 31)
5. Домашнее задание. (2 мин.)
Составьте кроссворд на тему черная металлургия, роль металлов в организме человека. Предложите свои способы защиты окружающей среды от экологической проблемы, связанной с черной металлургией.
Дорогие друзья. Сегодня мы с вами разобрали небольшую часть «айсберга» под название способы получения металлов на уроках химии мы будем продолжать, знакомится с новыми металлами, разберем способы получения цветных металлов.
Запомните одно: металлы в добрых руках служат добру, а в злых служат злу.
Спасибо за урок.