Урок литературного чтения. Сказки для добрых сердец.

Про матеріал
«Сказка об осеннем ветре» Н. Абрамцева. С применением технологий критического мышления.
Перегляд файлу

Литературное чтение

Тема. Сказки для добрых сердец.  «Сказка об осеннем ветре» Н. Абрамцева.  С применением технологий критического мышления.

Цель. Познакомить с творчеством Н. Абрамцевой и её «Сказкой об осеннем ветре». Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; развивать творческое воображение учащихся, умение видеть прекрасное, умения исследования текста, умение критически мыслить; расширять словарный запас; воспитывать внимательное отношение к окружающему; формировать навык работы учащихся при работе в группах;

Оборудование. Компьютер, интерактивная доска, микрофоны, цветная бумага, картон, фломастеры, ножницы, ромашка- вопросов.

 

(На перемене  звучит легкая музыка и появляются видеофильмы об осени. Слайд 1 - 2   )

                                         Ход урока

СЛАЙД 3

Приветствие.

(  Приглашаю всех учеников к доске.)

СЛАЙД 4

 ( фон)

  • Какой у нас сейчас урок?
  • Я очень люблю уроки литературного чтения. А вы?
  • Почему?
  • А чего вы ждете от сегодняшнего урока литературного чтения?

 

СЛАЙД 5

 

  • Начните свой ответ со слов:

«СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ…»

  • А чтобы у нас с вами все получилось, что нам необходимо?

( внимательность, старательность, поддержка друг друга…. )

  • Ну что ж пусть ВСЕ У НАС ПОЛУЧИТСЯ.

(Ученики садятся на свои места)

СЛАЙД 6  (просмотр видео)

 Во все времена осень вдохновляла и композиторов, и поэтов, писателей, художников, потому что   это чудесная пора. Это она непременно устраивает праздник. Стелет яркие ковры на дорожках и тропинках, украшает парковые аллеи и газоны, засыпав их листопадами и непременно красные гроздья развешивает на полу оголённых веточках рябин.   Если же посмотреть на лес с высоты птичьего полета, то кажет­ся, что художник пролил на бумагу желтую и красную краски. А потом дорисовал зеленые елочки, сосенки. Не зря говорят осенний лес красив.

Что еще может быть осенним?

СЛАЙД 7 (шум ветра)

  • Что это?
  • Это шумит ветер.
  • Ветер он какой?
  • Ребята, а почему мы сегодня говорим о ветре?

СЛАЙД 8

  • Сегодня мы будем читать сказку.
  • Подумайте, как она будет называться? Ведь мы говорили об осени и ветре.
  • Какие у вас есть предположения?
  • Ну, что ж, давайте проверим.
  • Правильно. Сказка об осеннем ветре, а написала ее Наташа Абрамцева.

 СЛАЙД 9

 Наталия Абрамцева - писательница-волшебница, которая дарит читателю возможность сопереживать ее героям в бедах и улыбаться вместе с ними в радости.

  Ещё будучи маленькой девочкой, Наташа заболела. До 18 лет врачи разрешали ей сидеть, а потом только лежать. И вот юная Наталья Абрамцева, лёжа на своей постели начала писать сказки и написала больше 120. Её сказки стали сначала появляться в журналах, зазвучали по радио, а потом была издана первая книга. Всего книг было 16. Сегодня, друзья, мы откроем одну из них.

СЛАЙД 10

  • Вот она- одна из первых Наташиных книг. Именно здесь и находится «Сказка об осеннем ветре», сказка для добрых сердец.

СЛАЙД 11

  • И тема нашего урока: «СКАЗКА ДЛЯ ДОБРЫХ СЕРДЕЦ.»
  • Прежде, чем читать сказку, попрошу вас рассмотреть иллюстрации к сказке.

СЛАЙД 12

  • Ой, ветер пошалил, разбросал картинки.
  • А давайте попробуем составить эту сказку по иллюстрациях к ней.
  • (Составление сказки 1 части)
  • Это только часть сказки, а чтобы узнать оправдались ли ваши предположения и что будет дальше мы сейчас послушаем, а потом и почитаем эту сказку
  • Итак…

СЛАЙД 13

 

  • Вы прослушали часть сказки.
  • Ваши предположения подтвердились?
  • Вам было интересно? Почему?
  • Ну что ж теперь давайте узнаем, что было дальше. а читать мы сейчас будем 4 часть
  • Найдите 4 часть.
  • Чтение у нас будет необычное, мы будем читать и вести диалог с автором. Задавать автору вопросы и сами будем искать на них ответы и проверять свои предположения по ходу чтения.

ЧТЕНИЕ 4 ЧАСТИ

4 часть

Совсем замерз ветер. А люди в теплых домах спрятались.

— Попрошу людей пустить меня в дом погреться, — решил ветер. Подлетел ветер к самому красивому дому, постучал в окно.

— Пустите меня, пожалуйста! Это я, ветер! Мы летом дружили, а сейчас мне холодно.

  • Какой возникает вопрос?
  • Как вы думаете, люди пустили к себе ветер? Почему7

 «Они не узнали меня», — подумал ветер. Снова постучал в окно, снова пожаловался на осенний холод и дождь, снова попросил пустить его в дом погреться.

 Но люди не понимали слов ветра. Им казалось, что он просто гудит за окнами. Люди не знали языка ветра. Вместо того чтобы открыть окна и пустить ветер погреться, люди вставляли вторые рамы.

— Какая непогода! Какой дождь! —  говорили люди. —Какой холодный ветер!

— Я не холодный, — плакал ветер, — я замерзший.

Но люди его не понимали.

  • Что же было дальше? Давайте продолжим эту сказку.

 

Работа в группах

Внимание! Все группы.

  • За 2 минуты вам нужно сочинить продолжение сказки.
  • Время пошло.
  • Итак, продолжаем сказку (ученики рассказывают продолжение сказки)
  • А как же автор продолжил эту сказку?

 

ЧТЕНИЕ 5 ЧАСТИ

5 часть

Вдруг кто-то окликнул ветер. Слова то звенели, как острые холодные льдинки, то казались мягкими и теплыми, как снежные одеяла.

  • Какой возникает вопрос?
  • Кто это? Кто окликнул ветер?

Конечно, это был голос зимы.

— Ветер, — сказала зима, — не плачь, ветер! Я подарю тебе накидку из снежинок. Легкую, красивую, теплую. Ты быстро согреешься.

И зима бросила ветру накидку из прекрасных снежинок. Ветер примерил накидку и остался очень доволен. Она действительно была теплой и красивой.

Когда люди посмотрели в окна, они увидели ветер в снежной накидке и не узнали его, таким красивым он стал.

— Красавица-вьюга, — говорили они. —Красавица-метелица! А ветер летал по заснеженному лесу, размахивал своей прекрасной накидкой из снежинок, и было ему немножко обидно. Потому обидно было ветру, что не ему радовались люди, а красавице-вьюге.

Но это ничего. Когда-нибудь кончится зима. Растает прекрасная снежная накидка ветра. Придет жаркое лето, и люди снова будут ждать его, свежего ветра. Будут радоваться ему, доброму ветру...

  • Ребята, чьи предположения подтвердились?
  • Какие чувства вызывал у вас замёрзший ветер?
  • Какой он замерзший ветер? Какие слова вы подобрали бы сейчас для описания ветра?

( несчастный, бедный, отчаявшийся, озябший, жалкий, понурый, тоскливый и др.)

  • Какой был ветер?

 КЛАСТЕР

  • Что думал ветер о себе? Какой он?
  • Найдите и прочитайте сейчас последний абзац и найдите ответ автора.

СЛАЙД 14 (Шум ветра)

СЛАЙД 15

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

СЛАЙД 16

РАБОТА В ГРУППАХ

  • А сейчас мы отправимся на телевидение, в детский сад, в клуб «Почемучек», на радиостанцию, и в типографию. Для этого мы должны подготовиться.
  • Согласны?

СЛАЙД 17

1 группа – чтение 2 части.

  • 1 группа, вы отправитесь на телевидение, где будете участвовать в конкурсе «Юный диктор», поэтому вам нужно научиться выразительно читать первую часть.

2 группа – пересказ 2 части. 

  • 2 группа, вы отправитесь в детский сад и будете рассказывать сказку малышам, поэтому вы прочитайте 2 часть и перескажите её по плану.

                     План

  1. Сколько ветер умел делать вещей?
  2. Что и как умел листать ветер?
  3. Что умел сушить ветер не хуже солнце?
  4. Что умел надувать ветер?
  5. Почему никто не обижался на ветер?

 

3 группа – ромашка вопросов.

  • 3 группа, вы будете участвовать в конкурсе «Почемучек». Ваша задача прочитать 3 часть и продолжить вопросы.

Какая ….. ?  (была осень )

Почему …. ?  (спрятались люди )

Куда  …. ?   (спрятались люди)

Где  …. ? (остался ветер или …летал ветер )

Чего не ….. ?  (не было у ветра )

Над чем ….?  (летал ветер)

(Когда группа составит ромашку вопросов, учитель даёт задание для всего класса)

Внимание все группы!

  • Прочитайте второй абзац 3 части и дайте ответ на вопросы:
  • Какой ветер в этой части? (озябший)
  • Какие чувства вызывает у вас замерзший ветер?

(жалость, сострадание, соболезнование, печаль)

4 группа - инсценировка либо чтение в лицах (автор, ветер, люди).

  • 4 группа, вам нужно научиться выразительно читать в лицах четвертую часть и подготовить радиоспектакль (микрофон). Вы отправитесь на радиопрограмму «У микрофона»

5 группа - модель обложки к сказке.

  • 5 группа, вам нужно  изготовить модель обложки,   защитить в редакции, а потом отправить в типографию.
  • Для этого у вас есть: фломастеры, клей, бумага, ножницы.
  • Итак, время истекло.

(Проверка заданий)

  • Ребята, вам понравилась сказка?
  • А какое качество ветра помогло не злиться и не обижаться на людей? (доброта)
  • Поможет ли доброта и человеку быть внимательнее, не обижать и не обижаться на других, не злиться?
  • Так, какой же нам урок даёт Наташа Абрамцева, написав эту сказку?
  • Молодцы! И это главная мысль произведения

СЛАЙД 18

  • ТВОРИ ДОБРО НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ

И мир тогда изменится в лучшую сторону.

  • Ребята, вы сегодня замечательно работали, прекрасно читали, великолепно отвечали на вопросы. Я думаю, что ещё не раз вы встретитесь с произведениями Наташи Абрамцевой и узнаете о её добрых и отзывчивых героях.
  • А что вы сегодня узнали о себе, прочитав это произведение?

СЛАЙД 19

Начните ответы с любой удобной для вас фразы

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня я понял…

Мне захотелось….

Мне было трудно…

 

  • И напоследок я хочу вам сказать, что люди придумали разные символы, эмблемы.

 

СЛАЙД 20

 

  • Например, это символ чего? (мира, медицины)
  • А видели ли вы когда ни будь символ доброты?

 

СЛАЙД 21

 

  • И я не видела.
  • А давайте придумаем свой каждый символ доброты. У вас на партах лежат шаблоны и этот символ доброты вы нарисуете дома, прочитав еще раз сказку.
  • А я этот символ уже придумала.
  • СИМВОЛ ДОБРОТЫ В КЛАСС! (шарики в виде сердца)
  • Мне кажется, что символом доброты может стать сердце- доброе, горячее, человеческое сердце, которое способно быть милосердным, сочувствующим….
  • И мне хочется, чтобы вы были не просто успешными учениками, а детьми, которые могут пожалеть и посочувствовать всему живому на нашей планете.
  • А сейчас я вам хочу подарить вот эти символы доброты.

(Песня «Доброта»)

1

 

docx
Додано
19 листопада 2021
Переглядів
470
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку