Литературное чтение
Тема. Сказки для добрых сердец. «Сказка об осеннем ветре» Н. Абрамцева. С применением технологий критического мышления.
Цель. Познакомить с творчеством Н. Абрамцевой и её «Сказкой об осеннем ветре». Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; развивать творческое воображение учащихся, умение видеть прекрасное, умения исследования текста, умение критически мыслить; расширять словарный запас; воспитывать внимательное отношение к окружающему; формировать навык работы учащихся при работе в группах;
Оборудование. Компьютер, интерактивная доска, микрофоны, цветная бумага, картон, фломастеры, ножницы, ромашка- вопросов.
(На перемене звучит легкая музыка и появляются видеофильмы об осени. Слайд 1 - 2 )
Ход урока
СЛАЙД 3
Приветствие.
( Приглашаю всех учеников к доске.)
( фон)
СЛАЙД 5
«СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ…»
( внимательность, старательность, поддержка друг друга…. )
(Ученики садятся на свои места)
СЛАЙД 6 (просмотр видео)
Во все времена осень вдохновляла и композиторов, и поэтов, писателей, художников, потому что это чудесная пора. Это она непременно устраивает праздник. Стелет яркие ковры на дорожках и тропинках, украшает парковые аллеи и газоны, засыпав их листопадами и непременно красные гроздья развешивает на полу оголённых веточках рябин. Если же посмотреть на лес с высоты птичьего полета, то кажется, что художник пролил на бумагу желтую и красную краски. А потом дорисовал зеленые елочки, сосенки. Не зря говорят осенний лес красив.
Что еще может быть осенним?
СЛАЙД 7 (шум ветра)
СЛАЙД 8
Наталия Абрамцева - писательница-волшебница, которая дарит читателю возможность сопереживать ее героям в бедах и улыбаться вместе с ними в радости.
Ещё будучи маленькой девочкой, Наташа заболела. До 18 лет врачи разрешали ей сидеть, а потом только лежать. И вот юная Наталья Абрамцева, лёжа на своей постели начала писать сказки и написала больше 120. Её сказки стали сначала появляться в журналах, зазвучали по радио, а потом была издана первая книга. Всего книг было 16. Сегодня, друзья, мы откроем одну из них.
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11
СЛАЙД 12
СЛАЙД 13
ЧТЕНИЕ 4 ЧАСТИ
4 часть
Совсем замерз ветер. А люди в теплых домах спрятались.
— Попрошу людей пустить меня в дом погреться, — решил ветер. Подлетел ветер к самому красивому дому, постучал в окно.
— Пустите меня, пожалуйста! Это я, ветер! Мы летом дружили, а сейчас мне холодно.
«Они не узнали меня», — подумал ветер. Снова постучал в окно, снова пожаловался на осенний холод и дождь, снова попросил пустить его в дом погреться.
Но люди не понимали слов ветра. Им казалось, что он просто гудит за окнами. Люди не знали языка ветра. Вместо того чтобы открыть окна и пустить ветер погреться, люди вставляли вторые рамы.
— Какая непогода! Какой дождь! — говорили люди. —Какой холодный ветер!
— Я не холодный, — плакал ветер, — я замерзший.
Но люди его не понимали.
Работа в группах
Внимание! Все группы.
ЧТЕНИЕ 5 ЧАСТИ
5 часть
Вдруг кто-то окликнул ветер. Слова то звенели, как острые холодные льдинки, то казались мягкими и теплыми, как снежные одеяла.
Конечно, это был голос зимы.
— Ветер, — сказала зима, — не плачь, ветер! Я подарю тебе накидку из снежинок. Легкую, красивую, теплую. Ты быстро согреешься.
И зима бросила ветру накидку из прекрасных снежинок. Ветер примерил накидку и остался очень доволен. Она действительно была теплой и красивой.
Когда люди посмотрели в окна, они увидели ветер в снежной накидке и не узнали его, таким красивым он стал.
— Красавица-вьюга, — говорили они. —Красавица-метелица! А ветер летал по заснеженному лесу, размахивал своей прекрасной накидкой из снежинок, и было ему немножко обидно. Потому обидно было ветру, что не ему радовались люди, а красавице-вьюге.
Но это ничего. Когда-нибудь кончится зима. Растает прекрасная снежная накидка ветра. Придет жаркое лето, и люди снова будут ждать его, свежего ветра. Будут радоваться ему, доброму ветру...
( несчастный, бедный, отчаявшийся, озябший, жалкий, понурый, тоскливый и др.)
КЛАСТЕР
СЛАЙД 14 (Шум ветра)
СЛАЙД 15
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
СЛАЙД 16
РАБОТА В ГРУППАХ
СЛАЙД 17
1 группа – чтение 2 части.
2 группа – пересказ 2 части.
План
3 группа – ромашка вопросов.
Какая ….. ? (была осень )
Почему …. ? (спрятались люди )
Куда …. ? (спрятались люди)
Где …. ? (остался ветер или …летал ветер )
Чего не ….. ? (не было у ветра )
Над чем ….? (летал ветер)
(Когда группа составит ромашку вопросов, учитель даёт задание для всего класса)
Внимание все группы!
(жалость, сострадание, соболезнование, печаль)
4 группа - инсценировка либо чтение в лицах (автор, ветер, люди).
5 группа - модель обложки к сказке.
(Проверка заданий)
СЛАЙД 18
И мир тогда изменится в лучшую сторону.
СЛАЙД 19
Начните ответы с любой удобной для вас фразы
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня я понял…
Мне захотелось….
Мне было трудно…
СЛАЙД 20
СЛАЙД 21
(Песня «Доброта»)
1