Цікавий матеріал, який допоможе провести учнівську конференцію або урок-пошук. Зацікавить учнівську аудиторію новим поглядом на суспільство.Інформаційний дайджест зробить спілкування відкритим та жвавим.
Тема нравственной ответственности человека за свой выбор (по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита")
Цель: доказать важность определения основополагающих нравственных ценностей для выбора жизненной стратегии. Задачи:
Каждый выбирает для себя Главная задача человека во всякой деятельности, во всякой ступени человеческой иерархии – быть человеком. В. Г. Белинский Оборудование:
ХОД УРОКА 1. Вступление. Классный руководитель:
Осталось совсем немного времени, и вы закончите школу. Впереди жизнь со всеми радостями и проблемами. Перед вами сейчас встаёт трудный вопрос: «Как строить свою жизнь дальше?», вам необходимо определиться с выбором профессии, научиться строить отношения с людьми. Понять, чего вы хотите добиться в жизни. 2. Основная часть 1) А начать я хочу сегодня со слов Роберта Рождественского: «У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьёзности, неодинаковой по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?» Да так оно и есть. Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым? И что мы выберем, то и пожнём.
2) В жизни по-разному можно жить,
А можно так: на рассвете встать
3) Ребята, как вы думаете, от чего зависит выбор, который мы делаем в жизни? (Это зависит от нашего характера и мировоззрения, которые складываются благодаря воспитанию и самовоспитанию. Мировоззрение, основанное на нравственных, духовных принципах, помогает найти правильную дорогу в жизни, понять, что в жизни главное, а что второстепенное). Притча «Жизненные ценности»
Старый дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь. СТАРИК: «Тот, которого ты кормишь…» (Учащиеся дают варианты ответа, а потом объясняют суть морали притчи, после того, как увидят правильный ответ). Да, человек должен постоянно работать над собой. Ведь человек – это огромный бесконечный мир, который вряд ли возможно постичь, но к познанию тайны которого можно постоянно приближаться. Многое в жизни человека зависит от того, какие нравственные ценности в его жизни будут главными, приоритетными… Каждый решает для себя сам, как он будет жить: жить для себя или жить для других. 4) А что для вас, ребята, в жизни самое главное, каковы ваши жизненные ценности? Игра «Допиши тезис: «Самое главное в жизни…» (учащимся даются листочки, они маркером записывают свои ценности и вывешивают их на доску и озвучивают). 5) Без жизненных ценностей не может состояться жизнь человека. Жизнь человека – это череда многочисленных выборов. А вы готовы делать выбор? Готовы выйти во взрослую жизнь? Игра «Я готов выйти во взрослую жизнь» (Учащиеся встают в круг. Внутри круга находится 3 человека, каждый из них должен привести доказательства своей готовности выхода во взрослую жизнь, начиная свою речь со слов: Я могу, я умею, я знаю, я понимаю…) 6) Учитель литературы. Я думаю, ни для кого из нас не является секретом, что на жизненном пути каждого человека встречается очень много преград, решить и понять которые подчас очень трудно одному. И возможно, поэтому мы обращаемся к книге. Ведь книга – это потайная лестница, ведущая нас к душе автора, его миропониманию, мировоззрению. Вот и сейчас вы находитесь на том жизненном перекрестке, когда нужен попутчик и советчик, который помог бы вам выбрать правильный путь. А поставить вас в столь затруднительное положение могут, на первый взгляд, очень простые понятия: противостояние добра и зла, совесть, истина, любовь.
Вы уже многое знаете, многое умеете. А как понять, что ваш выбор оказался верным, и потом не придётся о нём сожалеть? В этом нам поможет разобраться Михаил Афанасьевич Булгаков и его бессмертное произведение «Мастер и Маргарита». (Слайд 9) Все герои этого романа постоянно находятся в позиции выбора: и Иешуа, и Понтий Пилат, И Мастер, и Маргарита, и другие. (Каждая группа обсуждает выбор одного из героев). ИЕШУА
Выбор: жить или умереть, быть свободным или подчиниться власти. Иешуа беззащитен, слаб физически, но силён духовно – он пропагандист новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра, милосердия. Даже перед угрозой смерти он не отступается. Он – проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, любви и милосердию. Несмотря ни на что он остаётся свободным. Отнять у него свободу мысли и духа невозможно. Иешуа не отступает от принципов и, в отличие от Понтия Пилата, идёт на плаху за свои убеждения. ПОНТИЙ ПИЛАТ
Выбор: оправдать Иешуа и рискнуть карьерой или утвердить договор и остаться на своём месте.
Пилат боится всего: боится за себя, за своё положение, за дальнейшую судьбу. У него не хватило смелости противоречить Синедриону, он испугался, что может оказаться на месте Иешуа. МАСТЕР.
Выбор: отстаивать свой роман, своё мнение или уйти от борьбы.
Мастер так сделал, потому что думал, что так будет лучше для Маргариты. Он ответственен за свой выбор прежде всего перед Маргаритой, ведь он невольно обрекает её на страдания, вместо того, чтобы бороться, Мастер убегает от жизни. МАРГАРИТА.
Выбор: забыть мастера, начать новую жизнь, бороться за любовь, быть свободной.
Как вы думаете, кто из этих героев делает верный выбор? (Иешуа и Маргарита)
Что вы понимаете под фразой «выбор человека»? (Борьба добра и зла). Роман «Мастер и Маргарита» – это выбор Булгакова… «Рукописи не горят» – эта простая истина проверена временем на бессмертном романе. Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда "прозревают”, заглядывают "внутрь” себя. Другим не дано "прозреть”. Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим. Пройдёт время, и вы снова возьмёте эту книгу в руки и начнёте читать: « В час жаркого весеннего заката на патриарших прудах появились двое граждан…», и мир булгаковского романа будет увиден вами совсем по-другому. И в переломные моменты своей жизни возвращайтесь к роману Булгакова "Мастер и Маргарита”, он поможет вам. 3. Заключение. Классный руководитель и учитель литературы Все мы разные, у каждого из нас своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Каждый из вас выберет свой путь самоопределения. Но объединяет нас одно общее желание — все мы хотим быть счастливыми. И первую очередь хотят видеть вас счастливыми ваши родители (слово предоставляется родителям, они дают напутственное слово выпускникам). Вряд ли какой-нибудь мудрец сумеет дать рецепт счастья, да и мало кто из нас любит чужие советы, предпочитая свой путь проб и ошибок. И все-таки некоторых ошибок лучше не совершать, слишком много горя способны они причинить. Ведь умным называют того человека, который учится на своих ошибках, а мудрым — того, кто учится на ошибках других. Мудрость — замечательное качество!
Каждый выбирает для себя (Ю.Д. Левитанский) Учащимся вручается Буклет «Правила самовоспитания». Спасибо всем за урок! |