Зайкина избушка
(русская сказка).
Урок литературного чтения в 3 классе
Урок литературного чтения
3 класс
Тема: Зайкина избушка (русская сказка).
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Зайкина избушка»; учить детей правильно выражать свои мысли, давать полные ответы на поставленные вопросы; активизировать словарный запас; формировать умение переключаться с одной деятельности на другую; развивать технику чтения, речь и воображение учащихся; воспитывать доброту, желание прийти на помощь другу, любовь к чтению, к книге; способствовать нравственному воспитанию обучающихся.
Оборудование: карточки для словарной работы, карточка с текстом научного стиля, карточки для работы в группах: предметные рисунки с изображениями животных — героев сказки «Зайкина избушка» (зайца, лисы, собак, волка, медведя, петуха), отрывок сказки с пропущенными словами, схема для распределения черт характера героя, план сказки с нарушенной последовательностью; презентация к уроку, проектор, магнитофон.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Тихо все садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
- Прочитайте сказку «Синичкин календарь» (+ тесты 2 ученикам).
- Найдите в тексте, что такое «календарь» по словам воробьев? (Календарь – это расписание работы солнышка на весь год.)
- Какая картинка подходит к рассказу?
- Послушайте загадку. Отгадайте, о ком идет речь?
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — … (лиса)
- Прочитайте текст. О ком он?
Зайцы - отличаются длинными ушами, коротким хвостом, длинными задними лапами, что позволяет им двигаться прыжками. Может достигать скорости 70 км/ч. Зайцы не роют нор, а строят гнёзда в небольших ямках. Зрение у зайцев слабое, нюх — хороший, слух — превосходный. Беззащитность делает их очень осторожными. Питается травой, овощами, древесной корой, и может приносить вред.
- Похож ли этот текст на сказку? (Нет.)
- А к какому стилю относится этот текст? (Относится к научному стилю.)
- К какому стилю относится сказка? (К художественному)
— Как называются сказки, которые сочинил народ? Писатель или поэт? (Народные и литературные сказки.)
— Чем отличается народная сказка от литературной? (Литературная сказка – авторское произведение в отличие от народной сказки)
- Посмотрите фрагмент мультфильма и скажите, о какой сказке пойдет речь на уроке.
- Что это за сказка?
- Правильно, сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Зайкина избушка».
V. Восприятие и осознание нового материала
1. Словарная работа.
- Прежде чем прочитать сказку, давайте определим значения слов. (Слова — на доске).
Лубяная — сделанная из луба (волокнистой ткани).
Закоулочек — небольшой глухой переулок.
Подавно — тем более.
Пуще — больше.
Посечи — зарезать.
1. Работа над сказкой «Зайкина избушка» (с. 86–89, учебник).
1) Первичное восприятие текста. Комбинированное чтение сказки «Зайкина избушка» (учитель + учащиеся).
2. Физминутка
2) Проверка понимания прочитанного.
— Кто главные герои сказки?
— Какая беда приключилась с зайчиком?
— Кто сумел ему помочь?
- Кто из героев вам понравился? Почему?
- Прочитайте сказку и ответьте на вопрос «Сколько раз петушок обращался к лисице?»
4. Анализ содержания сказки.
- Сколько раз петушок обращался к лисице?
— Какая избушка была у зайца? А у лисы?
— Что произошло с лисичкиной избушкой летом? Почему?
— Как лиса просилась к зайцу в избушку? Как обращалась к нему? (Ласково, называла заюшкой, заинькой.)
— Что сделала лиса, оказавшись на печи? Как теперь она обращалась к зайцу? (Грубо, называла косым.)
— К кому заяц обратился за помощью? (К собакам, волку, медведю, петуху.)
— Смогли ли они ему помочь? Почему?
— Как петуху удалось прогнать лису? Что ему в этом помогло?
VI. Закрепление и осмысление изученного материала
1.Работа в группах (разноуровневые задания)
Задание для 1 группы (карточки):
Восстанови последовательность событий, которые происходили в сказке:
__Зайчик впустил лисицу.
__Избушка лисы растаяла.
__Лисица выгнала зайца из его домика.
__Жили-были лиса и заяц.
__Обещания животных помочь беде зайчика.
__Храброе освобождение зайкиной избушки.
Задание для 2 группы:
Дополни словами из сказки:
Пришло_____________, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к ________:
- Пусти меня, заюшка, хоть на _________________ к себе.
- Нет, лиска, не пущу: зачем _______________?
Стала лиса _____________ упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на ___________.
Задание для 3 группы.
Расположите картинки с изображением персонажей сказки в порядке их появления в произведении.
Задание для 4 группы
Храбрость
Дружелюбие
Настойчивость
Хитрость Петух
Лень
Доброта
Трусость
Смелость
1. Работа с учебником. Ответы на вопросы (с. 89, учебник).
VII. Домашнее задание
- Подготовиться к чтению сказки «Зайкина избушка» по ролям (с. 86–89).
VIII. Итог урока
— Какую сказку вы прочитали на уроке?
— Чему она нас учит?
— Какова главная мысль сказки?
1